Выведывание о Дао в Чжуннань


   В этот раз, маршрут наших «облачных странствий» пролегал по знаменитым горам Чжуннаньшань, что находятся в провинции Шэньси неподалеку от города Сиань. В конце 90-х годов, некий Эдвард Бергер путешествовал в этом месте в поисках буддийских отшельников и прожил в учениках одного из них около 5 лет, после чего снял документальный фильм «Среди белых облаков», который стал довольно известным. Таким образом, о горах Чжуннань узнали за пределами Поднебесной.

Но мы же туда поехали не за буддистами, ибо Чжуннань, на самом деле, являются знаменитым местом даосизма и даже носят название «Первые пещерные небеса в Поднебесной», так как именно там лежит застава Логуаньтай, где Лао-Цзы оставил труд «ДаоДэ цзин» и передал методы Дао начальнику заставы – Инь Си. Отсюда, началась даосская линия школы «Скрытых бессмертных» (Иньсянь пай 隐仙派), а горы Чжуннань стали одним из главных мест, где методы Дао тайно передавались из уст в уста. Ранее я уже описывал некоторые знаменитые места гор Чжуннань, такие, как упомянутая застава Логуань, родовое место Патриарха северной ветви даосизма, Ван Чунъяна – «Чунъян гун» (重阳宫). Сейчас речь пойдет о других, не столь известных, но не менее интересных местах этих гор.

Инь Си, также называемый Господин Вэньши

Горы Чжуннань, в действительности – это большой массив гор хребта Циньлин, которые тянуться с востока от города Баоцзи на запад до Сианя. И все знаменитые горы на этом участке – Хуашань, Тайбайшань, Тяньтайшань, Цуйхушань, Лаоцзюньшань и другие – это все горы Чжуннань. В древности они также назывались Тайишань (太乙山) и с незапамятных времен притягивали многих людей, совершенствующих Дао. Не раз приходилось слышать от даосов, что горы Чжуннань — особенное место с чудотворной ци (линци 灵气) и если практиковать в этих горах, то непременно добьешься успеха. То, что тропы этого места особенные, мы убедились на собственном опыте.

Осенние краски Чжуннань.

Первым местом, которое мы посетили, было «Ущелье Цзы У». «Цзы У» — это два циклических знака традиционного времяисчисления. Знак «Цзы» в традиции даосской семьи относится к северу и воде, периоду времени с 11 часов вечера до 1 часу ночи; «У» — к югу и огню, принадлежит промежутку с 11 часов дня до 13. Таким образом, эти два знака образуют прямую линию, проходящую с севера на юг. В древнем Чанъане (который был до возникновения Сианя), центр города (север) образовывал с этим ущельем (юг) прямую линию, отсюда ущелье и получило такое название.

Со времен древних династий это место стало «пещерными небесами» даосизма. Еще в третьем веке до нашей эры, во времена династии западная Хань, император Вэнь-ди использовал необычную природную обстановку, выстроив на вершине одной из гор «алтарь поклонения небесному духу» и назвал его «Сокровенный град» («Сюаньду»). В последствии он стал местом совершенствования Дао многих именитых даосов. Спустя время даосские отшельники построили здесь большое количество храмов. Правда, к 60-м годам 20-го столетия из всех построек сохранились только монастырь и небесный алтарь. Самым известным стал монастырь Золотых бессмертных («Цзиньсянь гуань»).

Монастырь Цзиньсянь гуань

Когда мы пришли к монастырю, в главном храме нас встретил Даочжан («Наставник») и после обычных расспросов, откуда мы и что здесь забыли, он повел нас вверх к «Сокровенному граду». Тропа была узкой, вилась над пропастью и не внушала доверие. Мы шли, прижимаясь к скале и опираясь на нее. Даосский же Наставник только смеялся, говоря «да ничего, нет проблем, идите, только потихоньку», мы и шли:)

В разговоре о Пути даосского яншэн вдруг выяснилось, что мы с Наставником знаем одного и того же человека – даосского Учителя, с которым я однажды в Китае познакомился! Кроме того, наш проводник в прошлом учился в университете и изучал русский язык. К сожалению, это было давно, и он смог вспомнить только «пожалуйста», «спасибо» и, конечно же, «товарищ» (куда же без него).

Монастырь Золотых бессмертных интересен тем, что считается родиной и истоком корейского даосизма. Во времена династии Тан даосские храмы ущелья Цзы У переживали рассвет. Именно в это время сюда пришел искать Дао корейский ученый Цзинь Кэцзи и скрыто совершенствовался здесь много лет, став первым корейским даосом и приемником эликсирных методов линии бессмертного Чжунли Цюаня – Учителя знаменитого Люй Дунбиня. После возвращения на родину он распространил даосское Учение на корейском полуострове.

Тропа к «Сокровенному Граду»

«Сокровенный град» на вершине, где Хуанди преклонялся перед Небом

Мы распрощались с Наставником, поблагодарив его за беседу, и стали спускаться с гор, так как надо было возвращаться в город и успеть на автобус.

В монастыре. Здесь даосы ежедневно практикуются в яншэн.

Помимо даосских храмов, ущелье известно жителям Сианя своими хурмовыми садами. Если прийти сюда поздней осенью, то можно наблюдать великолепную картину: и без того яркие краски гор в этот период дополнены яркими оранжевыми пятнами хурмы.

Здесь разбросана масса хижин и небольших храмов буддистов и даосов. Некоторые живут в одиночестве, иные — небольшими группами. По пути к буддийским храмам нам также встречались пещеры, предназначенные для уединенной практики. В одном маленьком храме мы остановились на отдых после довольно тяжелого подъема к вершине. В этом небольшом даосском монастыре живут всего два монаха – пожилой даос с женщиной (видимо, супругой). Похоже, к ним редко поднимаются гости, так как при нашем появлении старик-даос поспешил показать нам монастырь, напоил, как он сказал, чаем (в действительности это была простая горячая вода) и начал изливать всю свою душевную боль за состояние людей и следовании Дао. Он говорил на местном диалекте, поэтому понять его было очень трудно. Но общий смысл сказанного оказался ясен – сегодня люди не следуют Дао, не верят в него. В сердцах нет искренности, все стремятся лишь к наживе. Так же и даосизм, несмотря на внешний рассвет, переживает трудные времена. Старик говорил: «Ну посмотри, повсюду даосы и даосские монастыри. Но настоящих очень мало! Все эти даосы, говорящие о преемственности передачи Лао-цзы, на самом деле ненастоящие! Мало настоящих даосов, очень мало…»

Даосский храм в горах Чжуннань..

Буддийская пещера отшельников.

Прекрасные виды Чжуннаньшань

На следующий день мы отправились в другую сторону гор Чжуннань. Вначале мы около часа ехали из Сианя на автобусе, затем пересели на трехколесный автомобиль, предварительно сторговавшись до подходящей цены за такое «такси», и еще около 50 минут добирались до ближайшего городка. Иногда водителю «авто» даже удавалось развить скорость до 70 км в час, а при движении с горки «шифу» часто выключал двигатель, скатываясь на нейтральной скорости.

Участок гор Чжуннаннь, который нам посчастливилось посетить, некогда был очень известен своими даосскими храмами и в особенности – павильоном на самой вершине гор, как и «Золотой дворец» в Уданшане провинции Хубэй, за что их прозывали сестрой Удана. Увы, мы увидели упадок и безлюдность некогда процветавших даосских гор. В храме «Доу му», лежащем у подножия, нам рассказали, что даосы здесь практически исчезли – сейчас в монастыре проживает не более 3-4 Наставников.

Один из заброшенных храмов Чжуннаньшань. 

Некогда даосский храм…

На пути нам часто попадались заброшенные даосские храмы, полуразрушенные монастыри с заколоченными окнами и засовами на дверях. Казалось, что даосизм здесь пришел в полный упадок, и так разительно эта картина отличалась от той, что мы наблюдали в горах Удан, переживающих «второй расцвет». Продвигаясь вглубь гор и останавливаясь для отдыха в небольших храмах, мы встречали лишь смотрителей, как правило, пожилых людей, которые не являются настоящими даосами, а просто присматривают за храмами и живут в них.

Храм «Матери ковша» — Доуму гун у подножия гор

Тропа в горах

Осень в Чжуннань

Пройдя половину пути, мы решили не идти дальше и начали спускаться обратно: надо было успеть дотемна вернуться в Сиань. По дороге мы встретили молодого парня, который поднимался вверх. После приветствия и обмена несколькими дежурными фразами у нас завязалась беседа… на русском языке! Этот парень оказался даосом, в прошлом четыре года прожившим на Украине и знающим русский язык. Вот так встреча! Его даосский Учитель является скрытым отшельником, который совершенствуется в разных горах, в том числе и в Чжуннаньшань. Как раз сейчас Учителю готовят место для уединенной практики, которое в даосской семье называют затвором («бигуань»). На этом этапе даос уходит в горы и закрывается от мира, а ученики обеспечивают его продуктами и следят за его покоем. Учитель совсем недавно вышел из семилетнего затвора и готовится опять уйти в горы.

Я не имею права открыто написать все подробности, но могу сказать, что Учитель является представителем одной из старейших Школ линии Цюаньчжэнь, в совершенстве владеющим методами внешнего эликсира (снадобьями, травами и минералами), написанием даосских талисманов («фулу») и заклинаниями («чжоу юй»). Также он умеет лечить посредством даосских методов, правда, весьма специфичным образом. Забегая вперед, скажу, что меня пригласили познакомиться с Учителем. Мне посчастливилось воочию наблюдать, как он лечит, разъясняет секреты даосского фэншуй и внешнего эликсира, даже удалось немного поучавствовать в приготовлении эликсирных лекарств.

За интересной беседой мы спустились вниз, обменялись контактами и распрощались. Молодой даос ушел обратно в горы на строительство храма для Учителя, а нам надо было возвращаться в город.

В ущелье гор

Небесные врата

Так завершилось наше очередное, но не последнее путешествие по знаменитым горам Чжунннаньшань. И не смотря на то, что многие даосские места в этих горах давно опусетели, они все еще таят невообразимую тишину и безмятежность, что не часто сейчас встретишь на туристических маршрутах Китая.