Заметки из Небесной резиденции. Часть 3. Речное масло, дорога Шу и Наставник Чжоу


 

  Город «Речное масло»

 Конечным пунктом нашего путешествия с друзьями на тот момент был район соляных озер под названием «Желтый дракон» (естественно, потом конечный пункт по мере нашего передвижения перемещался дальше). Это один из самых знаменитых районов высокогорных пейзажей Сычуани, путей к которому существует несколько. Есть так называемый «золотой маршрут», которым ездят все нормальные путешественники, но так как, к этой категории мы не относились, мы конечно выбрали другой маршрут – через…..«задние ворота». Про него так и говорят: «пройти задними воротами». Одно полукольцо к желтому дракону идет по часовой стрелке, как говориться — «попутное движение». Но, так как, даосы следуют «обратному» пути, идя наперекор логике и установленному порядку жизни, мы выбрали двигаться против часовой стрелки. Ведь сказано: «попутное рождает человека, обратное делает бессмертным». Бессмертными, мы конечно не стали, но было весьма интересно). Потом, когда мы возвращались обратно в Чэнду через «золотое полукольцо», мы убедились, что сделали правильный выбор.

  Линия нашего маршрута проходила как раз по участку «Пути древнего царства Шу» (Гушу дао 古蜀道), который начинался в Чэнду и проходил через города Дэян, Мяньян, и далее через Гуанъюань выходил в провинцию Шэньси. Эта дорога на сегодняшний день является самым старым торговым путем среди сохранившихся и насчитывает историю вот уже 3000 лет. И немного отступая от темы, обращу внимание на сами названия городов. Если вы посмотрите на карту Сычуани и названия, то вы увидите, что многие содержат в себе иероглиф «Ян» (阳). Например, идя по пути древнего Шу, вы проходите города «Добродельного Ян» (Дэян), а от Добродетели плавно прибываете в «Мягкий Ян» (Мяньян). Логично, не правда ли? Ведь только познав Добродетель, человек может сделаться мягче). Если же, вернетесь к югу от Чэнду, то непременно пройдете «Простой Ян» (Цзяньян) и простота затем приведет вас к «Накопленному Ян» (Цзыян). Так, через Добродетель и мягкость, возвращаясь к «простоте и безыскусности» накапливается истинный Ян. И здесь у них практика). Как видите, почему-то нигде нет названия с «Инь» (阴). И где же гармония Инь и Ян, спросите вы? А нигде. Потому что, вся традиция Китая и Даосизма в частности, подчеркивает стремления к «Чистому Ян». Отсюда, бесчисленное количество даосских имен с употреблением понятия «Ян», таких как: «Чистый Ян» (Чуньян), «Истинный Ян» (Чжэнъян), «Единый Ян» (И ян) итд.

  Кстати, города Дэян и Мяньян были одним из эпицентров землетрясения 2008 года, и здесь по сей день, можно увидеть следы  разрушений. Пройдя пару «янов», мы прибыли в город под названием «Речное масло» (Цзянъю).

Не имея малейшего представления о месте, мы решили поехать прямо в центр города и обосноваться в гостинице, а там уже разобраться, что к чему. По совету добрых китайцев, мы вначале благополучно проехали на автобусе не в ту сторону, и на конечной станции пересели в другой автобус, идущий в обратном направлении. Городишка Цзянъю оказался довольно простым и милым. Город разделяла большая река, вдоль которой сосредоточены закусочные и маленькие ресторанчики. По вечерам, набережная реки становилась самым популярным местом у жителей города. Как и в Чэнду, по городу были разбросаны множество чайных магазинчиков. В них, помимо сортов из разных районов провинции, можно купить и местные виды чая. Самыми знаменитыми здесь являются жасминовый чай «Великого Белого» (Тайбай моли хуа ча) и «зеленый чай из Пинъу» (Пинъу люй ча), а также зеленый чай «Тайбай». «Великий Белый» — это прозвище знаменитого поэта Танской династии, «бессмертного среди поэтов» — Ли Бая, родное село которого находится как раз недалеко от города Цзянъю. Это, безусловно, самое знаменитое место в этом городе. Именно здесь он провел годы своей юности и сотворил множество замечательных стихов, которые здесь увековечены в каменных стелах, повсюду разбросанных по его музею-заповеднику.

В селе поэта Ли Бо

В селе поэта Ли Бо. Ну, в такой атмосфере и не писать стихов?)

Вот некоторые из них:

На горной вершине

       Ночую в покинутом храме.

К мерцающим звездам

       Могу прикоснуться рукой.

Боюсь разговаривать громко:

       Земными словами

Я жителей неба

       Не смею тревожить покой.

         ***********

Среди цветов поставил я

Кувшин в тиши ночной

 

И одиноко пью вино,

И друга нет со мной.

 

Но в собутыльники луну

Позвал я в добрый час,

 

И тень свою я пригласил –

И трое стало нас.

 

Но разве, спрашиваю я,

Умеет пить луна?

 

И тень, хотя всегда за мной

Последует она?

 

А тень с луной не разделить,

И я в тиши ночной

 

Согласен с ними пировать

Хоть до весны самой.

 

Я начинаю петь – и в такт

Колышется луна,

 

Пляшу – и пляшет тень моя,

Бесшумна и длинна.

 

Нам было весело, пока

Хмелели мы втроем.

 

А захмелели – разошлись,

Кто как – своим путем.

 

И снова в жизни одному

Мне предстоит брести

 

До встречи – той, что между звезд,

У Млечного Пути.

Музей Ли Бо

Музей Ли Бо

 

Пробежавшись по селу Ли Бая, почитав попутно стихи, высеченные на стелах (что смогли прочитать, так как, многие были написаны в стиле «травяного письма» и понять было что-то довольно трудно) и выпив в беседке жасминного чая, поблагодарив Ли Бая, мы двинулись обратно к себе в городок.

Наставник Чжоу и сливовое вино

  Первым делом, когда приезжаю в незнакомый городок, я как правило иду покупать местную карту, так как, на общих картах, которые можно приобрести в крупных столичных книжных, очень мало информации. На местных же картах, купленных непосредственно в городе прибытия, открывается более полная картина путешествий для непоседливых ног.

Горы Небесного Изначального

Горы Небесного Изначального

Подъем в горы

Подъем в горы

 Относительно недалеко от нашего городка были расположены горы с заманчивым названием «Небесного изначального», куда мы и решили съездить «на разведку». Сторговавшись с местным водилой возле железнодорожного вокзала, убедившего нас, что ехать удобнее и дешевле именно с ним, мы двинулись в сторону гор. Он довез нас до ближайшего городка, откуда дальше уже нужно было ехать до самих гор. Дорога до городка была ужасная, отчего он постоянно причитал и приговаривал, что, мол дороги плохие и пожалуйста, потерпите. Это было всякий раз, когда машина попадала на очередную колдобину и мы подпрыгивали на своих сидениях. На что я спокойно ему отвечал, что ничего страшного, у нас в России дороги точно такие же, когда едешь, например, по Самаре, где я периодически бываю. Благополучно доехав до города пересадки, водитель удалился, оставив свой телефон на всякий пожарный случай. Дальше мы стали прикидывать, как добраться до гор, ибо автобусов туда не было и вариантов было немного – поехать на мотоцикле с бравыми китайцами, которые поочередно останавливались около нас, вежливым жестом предлагая оседлать их «мустанг», или же – поехать на машине. Первый вариант мы отбросили, так как, ехать втроем на одном мотоцикле, не считая водителя, показалось нам хоть и забавным, но не очень удобным. Ведь надо было подниматься в горы и была угроза по дороге потерять одного из русских даосов – китайских водителей мотоциклов мы знаем. Оставался вариант с частником, которым мы и воспользовались. Отказавшись ради приличия от первых трех предложений таксистов, мы нашли очередной вариант и якобы нехотя, согласились ехать. Спросив наши имена и поинтересовавшись, зачем мы сюда притащились, выдвинулись в сторону гор. Вновь, совершенно случайно оказалось, что наш водитель был знаком с Настоятелем главного храма гор «Небесного изначального». Дорога к горам была довольно витиеватая – вначале мы проехали сквозь какой-то закрытый военный завод, находящийся на полпути, где нашего водителя знали охранники, затем проехав мимо живописного каньона и пару маленьких деревень, мы оказались у подножия гор. Дорога в горы была неудобной и ее еще не целиком восстановили после землетрясения. Попытки нашего водителя дозвониться до Наставника, чтобы сообщить о дорогих гостях, оказались безуспешными. На самом деле, в горах не было связи и невозможно было дозвониться. Мы точно не знали, есть ли там кто-то из местных или нет, но все же стали подниматься в горы. Водитель простился с нами и направился в сторону машины. Едва мы прошли минут 20 или 30 по горам, как услышали вдалеке сзади чей-то окрик. Через мгновение мы распознали издали нашего водителя, который запыхавшись, бежал за нами, что-то пытаясь сказать. Мы остановились и  стали ждать его. Подбежав к нам, он сообщил, что дозвонился таки до Настоятеля храма и он сейчас не в горах, приедет в храм только к вечеру. Если мы дождемся его наверху, то он постарается приехать пораньше. Мы поблагодарили его и продолжили путь наверх. Дорога к храму была очень живописной и проходила по ущелью. Местами подъемы были довольно крутые, но мы привыкли к таким, и это не составляло большой трудности.

Дорога в горы

Дорога в горы

Наконец мы достигли верхнего храма, в котором нас встретили любопытные даосы. Там их было не много – всего около 3-4 человек, вместе с хозяйкой по кухне. Храм находился прямо под огромной пещерой, которая была очень знаменитой  в мире Даосизма. Она носила название «Пещера золотого света» и храм возле нее также назывался даосским монастырем «пещеры золотого света». Это место носило и второе название – «Пещера Тай И», в честь одного из древних бессмертных – «истинного человека Тай И». Иероглиф «Тай» означает «Великий», а «И» является одним из циклических знаков. Вместе понятие «Тай И» имеет очень глубокий смысл. В даосской космологии, например, «Тай И» (太乙) относится к центральному сектору Неба к созвездию Цзывэй син (紫微星) и в системе «дворцов» является «срединным дворцом» (чжун гун). Кстати, в старом названии «Запретного города» в Пекине использован именно первый иероглиф из этого созвездия. Это олицетворяет проекцию «Небесного дворца» на Земле, поэтому Императора называли с древности «сыном Неба». В системе пяти элементов (Усин) «Тай И» занимает положение центральной почвы циклического знака «Цзи» (己土). Вообщем, это понятие настолько глубокое, что по нему можно написать отдельную статью. Поэтому, ограничусь этими сведениями.

Храм в горах

Немного забегая вперед, скажу, что внизу примерно в трех часах ходьбы по горам, находится еще один даосский пещерный храм под названием пещера «Серебрянного света». К этому храму можно пройти по горам, а можно спуститься  внутри горы по пещере, которая начиналась возле верхнего храма и соединяла оба храма. Но в отличие от многих других пещер Китая, эти пещеры были совершенно «дикими» и не обустроенными — никаких тебе светящихся фонариков и гирлянд, как в Цзиньхуашань, ни кабаков и баров по дороге, как в некоторых других «древних пещерах» Китая. И идти 3 часа в кромешной тьме, пусть даже с фонариком, мы не рискнули. Пройдя немного вглубь пещеры с даосом-сопровождающим, мы поняли, что дело не из легких и к тому же, требуется дополнительная теплая одежда, которой у нас не было. Сами же пещеры произвели на нас сильное впечатление – полная темнота и огромные просторы под «куполом» пещеры, множество дорог, огибающих огромные камни и создающие лабиринты, выйти из которых на правильную дорогу можно только с проводником.

 Внутри верхней пещеры «Золотого Света» на стенах виднелось множество древних надписей, а у входа возвышались статуи даосских святых. В самой глубине верхней пещеры есть несколько уникальных мест, на которые приезжают посмотреть паломники и ученые. Первое из них – это «пруд плавки эликсира» и «печь плавки эликсира», где по преданию совершенствовал Дао «истинный человек Тай И». Это место находится в глубине и спуститься к нему можно только в теплой одежде и с оборудованием. Ученые и исследователи не раз приезжали сюда для изучения древних надписей и сталактиктов. Второе место – это чудесный камень превращения божественного существа Начжа. Многие верующие в Начжа приезжают сюда, чтобы поклониться и посмотреть этот камень. Согласно древнему преданию, древний бессмертный Тай И использовав тайное «искусство методов» (фа шу), укротил Начжа, который впоследствии стал его учеником и достиг реализации. Во время «превращения», дух  Начжа «прошел» сквозь стены пещеры, оставив отпечаток на одном из камней в виде цветка лотоса. Этот чудесный камень и по сей день там. Если спуститься чуть ниже верхнего монастыря, будет могила сохранившегося плотского тела Начжа, которая стала одним из самых почитаемых здесь мест. Как нам рассказали местные, во время страшного землетрясения в 2008 году, горы были одним из его эпицентров и подверглись мощному разрушению. К счастью, Наставник и другие даосы в тот момент были в другом месте и смогли избежать печальной участи. Могила Начжа находится прямо под горой, которые в момент землетрясения разрушались и раскалывались. Однако, горная лавина падающих камней чудесным образом обошла монумент, не затронув его.

 Верхний храм находится на высоте примерно 1900 метров над уровнем моря. Кругом тишина и покой. Вдали, покуда хватает взора лежат горные вершины и ущелья. Нет никаких посторонних звуков или крика туристов. На воротах, через которые дорога ведет к пещере «Золотого Света» от храма, написано знаменитое изречение даосского Патриарха Люй Дунбиня: «совершенствование истинной Природы (Син) без совершенствования Судьбы (Мин) – первая болезнь Поднебесной; совершенствуешь Судьбу без познания истинной Природы – в итоге трудно будет войти в совершенные мудрецы». Это знаменитое изречение напоминает о главном принципе совершенствования истинных даосских Школ и методов – парном, совместном совершенствовании исконной, благой Природы (Син) и Судьбы или жизненной силы (Мин). Это именно то, что отличает методы Дао от других путей совершенствования, которые зачастую уже утеряли понимание и методы парного совершенствования.

Парные надписи Люй Дунбиня

Древние надписи в пещере

Долгожданное уединение)

Святая вода внутри пещеры

В пещере

В пещере

Рассвет в горах

Рассвет в горах

 

 

Отобедав даосской лапшичкой, мы попрощались с обитателями верхней пещеры (как потом оказалось – не надолго) и стали спускаться к нижнему храму «Серебрянного Света». Храм находился среди густого леса и прятался в огромном «дупле» горы. Половина храма была разрушена и на данный момент там жил всего один пожилой даос. Он сразу же, поспешил нас встретить и налил чая. При виде нас, его лицо засветилось одновременно улыбкой и удивлением. Немного побеседовав с нами, он вызвался показать нам местные святыни. Вначале организовал нам «пещерную экскурсию» с фонариком, а затем повел нас к другому месту, находящемуся на узкой тропинке над утесом. На самом деле, это мы вынудили его туда идти, так как, заметив маленькую тропку, ведущую куда-то вверх, мы тотчас пошли проведать ее. Ему ничего не оставалось, как последовать за нами, чтобы с этими иностранцами ничего не приключилось. Тропинка пролегала над пропастью и была очень узкой. Она закончилась небольшой пещерой, внутри которой стояла статуя и треножник для возжигания благовоний. Это неприметное место оказалось пещерой, в которой по преданию совершенствовался «Нефритовый или Яшмовый Император» (Юйхуан Дади).

Проведя еще немного времени в нижнем храме и пообщавшись с местной собачкой, мы стали возвращаться с гор.

 Конечно, мы еще не представляли, каким образом мы вернемся из гор, так как, автобусы сюда не ходили и вообще, горы на данный момент были закрыты для туризма. Поэтому, путешественников здесь можно было встретить очень редко. Сюда в основном ходили только паломники для поклонения Начже или Тай И. Но как всегда, нам помог случай. Немного спустившись с гор, мы увидели машину – пару молодых китайцев привезли в горы для поклонения свое старшее поколение. Высадив их, они предложили подвезти нас до города. И под веселую китайскую попсу мы поехали по направлению в город. Уточнив дорогу (у китайцев тотальное непонимание карт и полное отсутствие ориентации на местности, это при том, что народ вырос на системе сторон света и искусства фэншуй!), мы добрались до города. Едва мы собрались сесть в автобус, чтобы поехать в город Цзянъю до нашего отеля, у меня раздался телефонный звонок с неизвестного китайского номера. Я поднял трубку и услышал: «Здравствуйте, господин Хуан (моя китайская фамилия), я Наставник Чжоу из верхнего монастыря Золотого Света. Водитель, что вас подвозил, сообщил мне ваш номер и сказал, что вы направились в горы  к нам. Где вы сейчас? Я уже в городе и могу к вам подъехать». Объяснив, где мы находимся, мы договорились с Наставником встретиться через 10 минут возле автобусной станции. Через указанное время подъехала машина и из нее вышел даосский Наставник, приветствуя нас. Познакомившись, мы услышали самый стандартный и самый важный китайский вопрос: «Вы уже ели или еще нет?». Спустя считанные мгновения вся наша компания оказалась в ближайшем ресторане. Наставник и остальные даосы были из Школы Драконовых врат, в которой придерживались вегетарианства. Но, поскольку не все из приехавших вместе с Наставником Чжоу были монахами, среди заказных блюд оказались и мясные.  Потом Чжоу даочжан не громко спросил: «Как насчет немного сливового вина? Вообще, мы в Лунмэнь не пьем вино, но за встречу, ибо это судьба, немного можно. Тем более, у нас в Китае говорят, что вином встречают гостей». По мере трапезы, «немного» увеличивалось одновременно с приносимыми блюдами. Но какое это было вино! Такого сладкого и свежего сливового вина мы еще не пробовали. Кстати, именно Сычуань и юг провинции считается родиной сливового вина. Здесь производят одни из самых вкусных вин в мире. Сливовое вино Сычуани называется «Вином из чистой сливы» (Цинмэй цзю) и имеет множество вариантов вкуса, как например, «вино с ароматом османтуса» (гуйхуа мэйцзю), «вино из дикорастущей сливы» (ешэн цинмэй цзю) итд. Покончив с ужином, даосы предложили нам поехать с ними в верхний храм и переночевать там. Так, мы вновь оказались в храме «Золотого Света», из которого только вернулись.

Наша келья

Наша келья

Наша даосская братия

Наша даосская братия

Нас встретили знакомые уже лица. Вскоре повечерело и Наставник показал нам нашу «келью», пожелав приятного отдыха. Келья была очень простая и без лишних удобств – кровати и стол. И ничего лишнего. Как только мы заснули, в горах поднялся сильнейший ветер и сквозь сон мы думали, что наш хилый домик снесет с горы. Вся кровля трепетала и даже ее часть слетела с порывом сильного ветра. Такая была наша ночка в горах. Наставник и его окружение были очень добродушными и простыми людьми. Они не красовались и не строили из себя великих даосов-подвижников. Не носили красивых даосских халатов, как многие монахи гор Удан, принимали гостей радушно и просто.

На утро, мы все вместе позавтракали, немного позанимались возле пещеры и сообщили, что нам надо возвращаться. Наставник предложил нас подвезти, только прежде надо было подождать, пока они побеседует с пришедшими паломниками и проведут обряд сожжения ритуальных денег возле пещеры. По дороге к пещере, Чжоу рассказал нам о месте и кратко поведал историю храма.

В нижнем храме Серебрянного Света

Храм Серебрянного Света

В храме

Дорога в горах

«Дорога к храму»)

Немного позже мы двинулись в обратный путь. Даосы подвезли нас до самого города, ни взяв с нас ни юаня за проживание и питание в монастыре. Мы поблагодарили Наставника и остальных за гостеприимство, обменялись контактами и простились. Сейчас я поддерживаю связь с Наставником Чжоу, переписываясь иногда через интернет.

   Вернувшись в отель, мы выписались и отправились дальше. Впереди нас ожидали дальнейшие приключения и путь к «Желтому дракону» уезда Амдо.