Заметки из Небесной резиденции. Завершение. Желтый дракон, червяк-трава и духи гор

К желтому дракону

Впереди нас ждал следующий пункт путешествия – пейзажный район высокогорных озер под названием «Желтый дракон». Так как, прямиком туда добраться было трудно, мы поехали через маленький уездный городок Пинъу, в котором сделали остановку на ночь. Этот небольшой городок лежал у подножия гор и ничем особенным не отличался. Единственной местной достопримечательностью там был буддийский монастырь минской династии Баоэнсы. После нашего приезда, в городе стало на три достопримечательности больше. Правда, они периодически перемещались по городу из одного конца в другой, вызывая интерес местных жителей.

Выяснив, как добираться до Желтого дракона и расписание рейсов, мы нашли небольшую гостиницу для ночлега. Оплатив номер и исполнив древнюю китайскую традицию фотографирования с иностранцами, мы пустились познавать город. Так как, мы были голодными после дороги, наше познание закончилось на местном ресторанчике, в котором царила приятная атмосфера. Кроме этого, там было прекрасное сливовое вино, которое подавали в низких широких пиалах, прямо как в фильмах про эпоху Троецарствия. Мы были словно Гуань Юй, Лю Бэй и Чжан Фэй. Заметив трех великих «героев», к нам подключились китайцы и подняли тост за нашу честь. Поужинав, ребята отправились дальше геройствовать, а я вернулся в номер. На следующий день опять предстоял автобусный переезд.

В Пинъу

Монастырь и городская площадь

Утром, быстро перекусив пельмешками и затарившись мешочком разных съедобных мелочей в дорогу, как заправские китайцы, мы залезли в автобус. Наши соседи не отводили от нас глаз и все время покашивались на наши наряды. Затем поинтересовались, куда мы едем, с интересом и тихой улыбкой поглядывая на шортики и футболку моего брата. Мы с гордостью ответили – к Желтому дракону! Их улыбки дополнились недоумением, а затем смехом. «К желтому дракону?». «Да там же снег на вершинах еще лежит, а вы в такой одежде». Сделав вид, что мы всегда так ездим по таким местам, мы не выдали своего смущения. Но оглядевшись по салону автобуса, мы обратили внимание, что все пассажиры были либо в куртках, либо в теплых свитерах, да еще и в шапках с шарфами. Посредине между отправным пунктом и Желтым драконом, лежала пейзажная долина «пурпурных облаков», где мы и решили сойти, чтобы полюбоваться ущельем. Перед этим мы выяснили, что спустя 2-3 часа будет проезжать еще один автобус, поэтому мы смело вышли и направились в горы.

Ущелье Даньюнься

Дорога от ущелья

Путь в 1000 ли)

Изначально мы планировали здесь остановиться и продолжить путь на следующий день. Однако, обойдя окрестности, мы не увидели ни одного места, похожего на отель, в котором можно было переночевать. Также и отсутствовало какое-либо место с едой. Побродив пару часов по ущелью и отдохнув у горного ручья, мы стали возвращаться к дороге. Подойдя к назначенному времени и даже немного раньше, мы стали дожидаться автобуса. Однако, ни через полчаса, ни через час автобус не приехал. Выхода не было, кроме как идти пешком. В итоге мы прошли около 5 километров по дороге в сторону ближайшего населенного пункта. Но неожиданно нам повезло – вдруг, откуда не возьмись, показался автобус, направляющийся как раз к пейзажному району. При въезде в границы района, стоял пропускной пункт проверки документов. Это было только на этом участке маршрута и если бы мы выбрали «золотой маршрут», то пропускные пункты проходить не надо было бы. Водитель автобуса оказался добропорядочным гражданином своей страны, строго соблюдающим законы, и быстренько доложил, что везет в салоне трех неизвестных – предположительно иностранцев. Вначале на ступеньках автобуса показался один человек в военной форме и затем быстро исчез. Следом в салон поднялся водитель автобуса и попросил наши паспорта на проверку. Спустя недолгое время, нас попросили выйти из автобуса и  зайти в пропускной пункт. Рассматривая какое-то время наши паспорта, и делая вид, что им там все понятно, они принялись их сканировать. После первой неудачи, они прибегли к более простому способу – сфотографировать паспорта на сотовый телефон. Кое-как разобравшись с паспортами, они внесли данные (не без нашей помощи) в свой журнал. Через мгновение к нам подошел другой военный с очень серьезным лицом и последовал чисто китайский вопрос: «зачем вы едете в пейзажный район Хуанлун (Желтый дракон) и кем вы все работаете?». На что я ответил таким же чисто китайским ответом: «мы едем путешествовать, а работаем мы все по разным специальностям». Удовлетворившись ответом, нас отпустили, и мы сели обратно в автобус. Пассажиры, ожидающие завершения «дела о трех иностранцах» и в душе, видимо, болеющие за нас, вздохнули с облегчением, и мы поехали дальше. Наконец мы добрались до места, которое находилось на высоте 3100 метров над уровнем моря. Здесь и действительно, было не жарко – дул холодный ветер и было весьма прохладно. Все туристы ходили в куртках и шапках. Первым делом, мы поспешили…покупать куртки и шляпы, а затем направились на поиски отеля. Отелей, несмотря на то, что Хуанлун являлся довольно известным местом, было не много. В основном это были маленькие отели, которые не могли принимать иностранных гостей. Отелей, имеющих право селить иностранцев, было всего несколько. Один находился недалеко от входа, а другой – большой отель, был довольно далеко и не подходил нам. Немного сторговавшись по стоимости номера, мы вселились. Наша гостиница внешне была выстроена по образу тибетских традиционных домов и была весьма симпатичная. Номера очень неплохие, но как и везде там не было отопления, поэтому мы не снимали курток. Так как, место находилось на приличной высоте, немного чувствовалось давление, а брат вообще никогда не был на таких высотах и чувствовал себя, мягко сказать, не очень.  Но это не помешало нам выполнить нашу миссию по осмотру пейзажного района.

Желтый дракон

Озера Хуанлуна

Пейзаж Хуанлуна

Хуанлун знаменит своими причудливыми озерами, которые представляют собой вид ступенчатых лагун, подобно небольшим ванночкам. Вода в эти озера стекает с горных ледников и конечно чистейшая. Но самое удивительное в этих озерах сами лагуны, борта которых из-за наличия солей в песке, не разрушаются и держат форму. Под солнцем, эти озера – большие и маленькие, переливаются разными цветами, создавая неизгладимое впечатление. Над темным и мрачным хвойным лесом, который окружает весь пейзажный район, тянутся белые облака, которые словно вата окутывают лес. Вдали на склонах заметны маленькие черные пятна – это мирно пасутся высокогорные стада баранов и овец. На горизонте виднеются снежные вершины гор, которые ослепляют сиянием лежащего еще снега. На самом верху Хуанлуна, примерно на высоте 3800 м над уровнем моря, лежит древний буддийский монастырь с одноименным названием. Весь пейзажный район вполне можно обойти за 4-5 часов.

Древний монастырь

Прогулявшись по пейзажам Желтого дракона и посетив монастырь, мы стали возвращаться обратно. Единственным недостатком этого места было отсутствие нормального места, где можно было бы пообедать. Либо это были небольшие забегаловки по типу закусочных, либо в нормальных местах, где подавали полноценную еду, было полно курящих китайцев, отчего вкус еды становился «с дымком». Переночевав в Хуанлуне, мы решили двинуться дальше к древнему городу Сунпань тибетского автономного округа Амдо. Автобусы через Хуанлун проходили редко, поэтому мы нашли частного извозчика и поехали. Нам предстояло проехать через перевал высотой 4100 метров над уровнем моря.

Дорога через перевал оказалась очень живописной и интересной. Иногда мы проезжали сквозь плывущие облака. Когда облака и туман рассеивались, по сторонам открывались снежные вершины и голубые горы, которые подобно волнам уходили вдаль. На дороге местами еще лежал снег, а вдоль дороги часто можно было увидеть буддийские сооружения типа ступ, окутанные лентами разных цветов. Около этих сооружений останавливалось много проезжающих машин, чтобы поклониться святыням и полюбоваться пейзажем прекрасных гор. В машине играла современная музыка местных тибетских или монгольских исполнителей, воспевающих родные края. По приезду водитель подарил мне этот диск. Периодически, на самых красивых участках горного серпантина мы останавливались, быстренько выбегали и фотографировали красоты. На перевале температура воздуха была около 0. По-сравнению, в столице Чэнду в то время стояла жара под 30. Удачно проехав через перевал, мы спустились чуть ниже на отметку 3000 над уровнем моря к древнему городу Сунпань, от которого у нас остались, пожалуй, самые теплые воспоминания за всю поездку. Расплатившись и распрощавшись с водителем, мы вышли из машины и направились на поиски очередного пристанища…

Виды с перевала

Сосновый округ

Долго искать ночлег не пришлось, так как, они здесь были на каждом шагу. Мы не стали тратить много времени на поиски и пошли за велением сердца, которое привело нас в один небольшой домашний отель, находившийся не далеко от въезда в древний городок. Этот отель содержала приятная хозяйка и ее сын, которые были из народности Хуэй – китайские мусульмане. На ближайшие пару дней мы стали единовластными обитателями двухэтажного отеля. Номера отеля простые у удобные, немного в традиционном стиле. Из окон отеля виднелись ближайшие горы, вершины которых иногда посыпались снегом, словно сахарной пудрой. Отсюда было понятно, что наверху ночью шел снегопад, хотя в городе ничего не было. Немного расскажу об истории и достопримечательностях этого древнего городка. Из-за того, что горы вокруг этого городка во многих местах покрыты сосновым лесом, в древности он назывался «сосновым округом» (Сунчжоу 松州). Согласно древней истории, уже в 316 году до нашей эры здесь стали возникать первые поселения тибетской народности. Сунпань также был важным пунктом древнего чайного пути и через него проходили караваны, загруженные чаем и вещами. Помимо тибетцев он являлся одним из центров поселения малой народности Цян. К танской династии для восстановления и расширения города и древней стены были привлечены мусульмане, которые здесь в будущем и осели. В современном Сунпане мирно соседствуют четыре национальности – китайцы, тибетцы, мусульмане и народность Цян. Вместе трудятся и вместе развивают свой родной край. И это удивительно. Когда едешь на автобусе, то проезжаешь разные поселения. Заканчивается одно народное поселение тибетцев с живописными домиками, украшенными разноцветными флажками, и тут же начинается следующее поселение местных мусульман. В один прекрасный день, проходя по городу, мы наблюдали, как детей забирают из детского сада. Тибетские бабушки, одетые в красочные традиционные одежды и непременно, обмотанные платком, ведут своих чад домой, а рядом идут бабушки мусульманские в своих народных одеждах. Их дети весело разговаривают и смеются, договариваясь обязательно увидеться завтра с утра. Это трогает и удивляет. Никто в городе не воюет друг с другом, никто не оспаривает друг друга и не ведет религиозных диспутов. Живут все вместе, заботясь о процветании родного края и поднимая уровень жизни.

Древний город Сунпань

Вечерний город

Наш отель

Городская стена разделяет город как бы на две части. От входных ворот до стены тянутся простые и незатейливые домики, отели и ресторанчики, ведется стройка. По другую сторону стены улочки выстроены в традиционном стиле с деревянной резьбой, формируя собой некий «сунпаньский Арбат» — излюбленное место вечерних прогулок туристов. Проходя по этому «Арбату» в глаза постоянно бросаются различные лавочки – от мусульманских магазинов декоративных и не очень, ножей, мечей и предметов быта, до тибетских лавок религиозной утвари, благовоний и тканей. Каждое утро, проходя по улицам Сунпаня можно наблюдать традиционную «зарядку» местных жителей – чистку и продажу «червяк-травы». У нас эта вещь называется Кордицепс, а по-китайски, если буквально – «зимний червяк – весенняя трава». Это одно из драгоценных лекарств народной тибетской медицины «от всех болезней», которое представляет собой соединение грибка и тела червячка, внутри которого это и произрастает..Ух, ну и жуть! И вот это считается чудесным лекарством тибетской медицины, которая в цене в магазинах столичного Чэнду доходит до 200 юаней за один грамм (2 штуки)! Здесь же, этого чудесного червячка-травку можно приобрести всего за 20-40 юаней. И если вы сможете это съесть или выпить) – будете здоровы. По мне, так есть куда более безобидные способы оздоровления. И вот каждое утро, как на зарядку местные жители собираются на улочке, удобно усаживаясь на маленькие стулья, и занимаются чисткой этого чудесного снадобья, удивляя проходящих туристов, которые с любопытством подходят и интересуются.

Вечерние танцы на площади

Чистка драгоценных червячков

Изначально мы планировали пробыть в городе не больше 2-х дней, и далее отправится по окраинам и другим пейзажным районам. Однако, внезапно обнаружили, что на троих у нас осталось не более 500 юаней, а до отправления из Чэнду обратно в Пекин еще оставалось 3 или 4 дня. Благо, мы заранее купили билет на автобус до Чэнду и частично оплатили отель. На карточке брата были сбережения, но все наши попытки снять деньги из банкоматов города, оказались безуспешными. Банкоматы почему-то не хотели выдавать деньги. Может карточка была для них странная, может еще чего…Поменять доллары тоже здесь было особо негде, за исключением «кафе у Эммы», которое держала молодая и предприимчивая китаянка, предложившая поменять доллары по страшному курсу, так как, ей приходится  ездить потом сдавать доллары аж в Чэнду. Делать нечего. Пришлось отложить наши мечты откушать тибетской, мусульманской и еще какой-нибудь местной кухни. Плавно, со вкусных вывесок местных ресторанов, за окнами которых сидели счастливые туристы, наш взор переместился на лепешки из тибетской муки-цампы, которые пекли прямо на улице или в лучшем случае – йогурте из молока яка. Приметив небольшой молочный бар, где по утрам делали большую кружку горячего молока за 8 юаней, мы стали на ближайшие пару дней завсегдатаями этого заведения. Приходя утречком с пакетиком заранее купленных лепешок «на троих», мы с важным видом заказывали горячее молоко, и отправлялись в путешествия по окрестностям. Вечером наш ужин, как правило, составляла миска лапши или пельменей. Само собою, мы решили никуда не ездить и как-то прожить здесь до оправления автобуса в Чэнду. Особых достопримечательностей в самом городе не было, хотя он сам по себе был очень живописным. Но на близлежащей горе, мы приметили возвышающиеся старые ворота города и решили подняться  к ним. Так начался наш один из самых интересных и запоминающихся маршрутов. Подъем к старым городским воротам был очень живописным. Минуя небольшой храм Гуаньинь, который был прилеплен на склоне горы, попадаешь в древний монастырь, сочетающий в себе атрибуты китайского и тибетского буддизма, конфуцианства и даосизма. Вблизи него расположено кладбище, которое очень почитаемо местными жителями, а повсюду на склонах пасутся местные коровы. Пройдя монастырь, достигаешь врат, за которыми начинаются маленькие тибетские поселения. Высота здесь уже около 3500 метров над уровнем моря. Мы прошли ворота и поднялись еще немного к деревням, потом еще немного и еще…В итоге, мы оказались высоко над городом, откуда открываются такие виды, которые можно увидеть только на картинках. Безбрежное море облаков, проплывающих прямо над тобой и кажется, будто их можно достать руками; синие и голубые горы, уходящие волнами за горизонт, над которыми, то клубятся, то расходятся облака, постоянно пребывая в движении, словно в танце; далеко в ущельях еле видны маленькие поселения, которые отсюда кажутся рассыпанными хлебными крошками; где-то можно видеть, как идет дождь, образуя завесу.

На вершинах гор, в особых местах можно заметить небольшие сооружения, напоминающие тибетские ступы. Низ этого сооружения представляет собой белый пьедестал квадратной или прямоугольной формы, в который вонзаются «небесные стрелы» — большие копья, украшенные разноцветными флагами. Это значит особое место в горах, место, в котором обитают духи гор, защищающие местность и Учение. В основном в районе Сунпаня господствует Учение Бон – древнее Учение, которое иногда относят к тибетскому Буддизму, а иные к отдельному древнейшему Учению. Согласно традиции, эти ступы защищают людей от бедствий и посредством разноцветных флажков, имеющих пять цветов, гармонизируют местность. Это своего рода, тибетский фэншуй. Местные жители поднимаются к этим местам, чтобы попросить об удаче и счастье. В одном из таких мест, мы познакомились с небольшим семейством – отцом маленького ребенка и собственно, мальчиком, который свободно катался вокруг священного места на крошечном велосипеде. Нас поразили и местные жители, которые в большинстве своем были верующими или монахами. Вообще, сложилось впечатление, что здесь религия и жизнь не отделимы друг от друга и являются одним гармоничным целым. Люди, на первый взгляд очень приветливые и добрые. Загорелая, почти до черна кожа лица часто с морщинами от постоянных горных ветров, белые, как снег зубы и святящиеся глаза. Их лица обмотаны платком для защиты от ветра и мужчины часто носят на голове шляпы, напоминающие ковбойские. И от них чувствуется какая-то исходящая радость.

Ступы в горах округа

В горах округа

Горные тибетские поселения

Лучше гор могут быть только горы...Сычуани

Лучше гор могут быть только горы…Сычуани

Подоблачные странствия

Чем выше мы уходили вглубь, тем великолепнее становился открывающийся пейзаж гор. Преодолевая одну вершину или плато, за ними открывалась бесконечная череда гор, и где-то вдали виднелись снежные вершины. Солнце то скрывалось, то показывалось на небе, отчего свет, падающий на горные холмы и лежащие уже внизу плато, постоянно менялся, создавая волшебные переходы. Это одни из самых великолепных китайских пейзажей, которые приходилось видеть за время многолетних путешествий. Эти сказочные виды глубоко проникают в глаза, а лицо обдувает свежий горный ветер. И тишина…Ни одной души вокруг, только вдали едва заметны пасущиеся стада яков и горных овец. Растительности почти нет, за исключением маленьких кустиков и низкой травы, в отличие от соседних гор, которые покрыты сосновым лесом. И когда смотришь и вбираешь в себя этот пейзаж, понимаешь, что ни один фотоаппарат не способен передать возникающие от этой Природы, чувства. Вот и сейчас, когда пишу эти строки, внутри вновь поднимаются эти чувства и ощущения, которые, кажется, до сих пор в глубине тела. Так мы шли и шли, поднимаясь все выше и выше. И уже достигли отметки примерно в 4500 метров над уровнем моря. Здесь уже немного стало чувствоваться давление от больших высот, поэтому мы поднимались не спеша. Погода менялась очень быстро, и мы, то раздевались при выступлении солнца, то одевались на ветру. Брат остался отдыхать возле одного из склонов, а мы вдвоем решили достичь самой высокой отметки, где также была установлена ступа. Едва мы поднялись, как резко погода стала меняться – подул сильный ветер, принесший с собой небольшой град, и мы увидели, как с соседних гор прямо на нас надвигается снежная буря. В спешке делая фотографии, мы собрались спускаться, чтобы предупредить брата о приближающейся буре, так как, спрятаться здесь было негде, и надо было успеть добежать до хоть какого-то укрытия. Но буря приближалось  с такой скоростью, что мы еще не закончили фотографировать, как уже почувствовали на вершине сильнейший ветер и начало града или снегопада. Но, на наше удивление, буря, едва дойдя до нашей вершины, где стояла ступа, разделилась на два потока и ушла в соседние ущелья, минуя это место. И когда мы спустились, что предупредить моего брата, он все также мирно отдыхал, облокотившись о гору, ничего не заметив. Вот такими милостивыми оказались духи гор. Но на этом «чудеса» не закончились. Время уже приближалось к вечеру, и мы стали спускаться обратно в город, чтобы успеть до темна. Спустя почти 2 часа, мы уже были в городе. Ноги гудели от бесконечных подъемов и спусков, но мы остались довольными. Это было одно из самых лучших приключений за все время. Отметив это дело в мусульманском ресторанчике, и почти истратив последние юани, мы вернулись в отель. На завтра надо было что-то придумать с обменом денег.

Ступа

Начальник

Буря

Проснувшись утром, меня внезапно посетила мысль, а не проверить ли мне свою карточку на всякий пожарный? Хотя я точно знал, что там оставалось не больше 70 или 100 юаней от последнего съема, я все же решил зайти в банкомат. Очередная попытка моего брата достать из китайского аппарата деньги, провалилась, и попробовал я. И вот тут, как в одном известном фильме – «мне как начало везти, везет и везет». Я вставляю в банкомат свою карточку, и мне показывают отрицательный баланс минус 200 юаней. Не обращая никакого внимание на эту мелочь, я запрашиваю у этого механического друга выдать мне для начала 500 юаней. И он выдает мне 500 юаней. Потом запрашиваю еще 500 – и опять получаю. Я не знаю, что это было, но в итоге при отрицательном балансе я снимаю около 1500 юаней! То ли это духи гор помогли, то ли ошибка банкомата, вконец запутавшегося от постоянно вставляемых в него иностранных банковских карт – но факт остается фактом. Надеюсь, это не скажется негативно на моей карме), если это была помощь «свыше». Потом после возращения в Россию, на моей карточке оказался положительный баланс, пусть и небольшой. Настроение наше улучшается, и мы вновь начинаем поглядывать на ресторанчики, обдумывая какое бы  блюдо вечерком попробовать.

Панорама гор

Так как, в городе у нас оставалось ее пару дней, мы решили съездить по окрестностям. В один из дней, мы договорились с водителем отвезти нас в местечко Мунигоу – пейзажный район недалеко от города Сунпань, известный своими «сливовыми» водопадами. Народу здесь мало и на всем протяжении маршрута течет красивый водопад сливового цвета, внизу собираясь в большие и не очень, прудики, в которых прямо в воде растут деревья. Кроме немногих туристов, здесь как бы случайно ходят тибетские женщины, одетые в красочные традиционные одежды, и с ними можно сфотографироваться. Мой товарищ не выдержал и попросил меня перевести, что хочет сделать фотографию на память. Женщина охотно согласилась и за пару юаней в знак благодарности теперь у него есть замечательное фото с тибетской красавицей на фоне водопада. Дорога к этому району пролегает через традиционные тибетские поселения и деревни. Вдоль дороги и на лугах пасутся яки. В другой же стороне от Сунпаня находится небольшой туристический городок Чуаньчжусы, выстроен  в тибетском стиле, очень пестрый и красочный. Никаких достопримечательностей там нет, но есть одно большое достоинство – чайная лавка с тибетскими шэн-пуэрами. Это чудесные пуэры из больших листов со старых деревьев, которые многие друзья оценили, как самые вкусные шэны из тех, что они когда-либо пробовали.

Водопады Мунигоу

Пейзаж Мунигоу

Яки

Просторы Жоэргай

У нас оставался еще один день до отъезда и мы решили съездить посмотреть пасущиеся стада яков на просторах знаменитого Жоэргай – небольшого городка, лежащего примерно в 4 часах езды от нашего города. Больше всего запомнились не сами луга, на которых из-за непогоды было очень мало яков, а дорога, которая проходила вдоль бескрайних высокогорных полей и старых деревень. Во многих местах по дороге установлены небольшие палаточные стоянки из биваков кочевников. Здесь можно остановиться перекусить и покататься на лошадях. Итак, посмотрев на яков и сделав несколько фотографий, мы вернулись в город, чтобы на следующий день выехать в Чэнду. Наше путешествие подходило к завершению, ведь ничего не вечно и всему когда-то приходит конец. Хозяйка отеля подарила нам какой-то местный травяной чай, и мы распрощались. Дорога до Чэнду заняла у нас около 6 или 6,5 часов. Возвращаясь уже по «золотому полукольцу» мы еще раз убедились, что выбрали правильный маршрут. Наконец, немного померзнув в тибетских округах, мы вернулись в жаркий Чэнду, где стояло около 30 градусов жары. Проведя вечер в столице, мы сели на поезд до Пекина и немного с грустью отправились в шумный и туристический Пекин, покидая эти чудесные места с надеждой вернуться туда еще раз.