О Тибете

 

Исторически Тибет принято разделять на три больших района: У-Цанг (Вэйцзан,卫藏), Кам или Кхам (Канба, 康巴) и Амдо (Аньдо, 安多). Соответственно, тибетский язык делится на три больших  диалекта: У-Цанг или Лхасский, Кхамский и диалект региона Амдо.  В различных районах Тибета проживает множество тибетских народностей, порой кардинально отличающихся друг от друга.
У-Цанг.  Под У-Цангом обычно понимают район Лхасы – Шигадзе, однако, помимо этих двух районов У-Цанг также включает округа Нгари, Лхокха и часть округов Ньингчи и Нагчу. В таких областях, как экономика, культура, история и некоторых других, народности, проживающие на этих территориях, относительно едины во взглядах. Поэтому эти области считаются традиционным центром Тибета и его внутренней частью. Проживающие на территории народности именуются народностями У-Цанг (卫藏藏族).
Кхам. Изначально область Кхам означало земли к востоку от У-Цанг, но в последствии, этот район был разделен на два: Кхам и Амдо. Часто под Кхамом имеют ввиду юго-восточную часть тибетского нагорья, разрезанную  горами. Сейчас в силу привычки областью Кхам называют территории к востоку от Тибета – это прилегающие земли в районе города Сичан провинции Сычуань, район города Яаня и автономного округа малой народности Цян округа Нгава. А на севере – это район округов Юйшу и Голог провинции Цинхай. Кхам включает такие районы, как: Чамдо в Тибете, округ Дечен в провинции Юньнань, округ Гардзе в Сычуань, округ Ушу в Цинхай, а также юго-восточную часть округа Нагчу. Из-за исторических переплетений Кхам отличается особенной культурой и своеобразием. Мужчины Кхама считают себя храбрецами, и по сей день, стараются внешне сохранять вид смелых воинов в пример остальным. Женщины же, считаются самыми красивыми. Помимо традиционного тибетского Буддизма, в областях Кхама до сегодняшнего дня сохраняется древнее Учение Бон, пришедшее сюда из королевства Шанг-Шунг ещё до прихода в Китай Буддизма. В регионе множество старых монастырей, храмов, пещер и священных гор, почитаемых приверженцами и Буддизма и Бон. Проживающих здесь называют кхамской народностью (康巴藏族).
Амдо. Под Амдо традиционно понимают северо-западную часть гор Анемацен провинции Цинхай и широкие территории гор Анемацен в системе хребта Куньлунь, лежащие в районе «Ганьсуйского коридора» провинции Ганьсу. Центр тибетской народности Амдо находится в районе, начиная от гор Анемацен и до озера Кукунор (Цинхай ху). Одежда народности Амдо особенно роскошна и богата, люди своенравны и свободолюбивы благодаря большому влиянию монголов и китайцев. Поэтому отличаются своими обычаями от остальных тибетских народностей. В регионах Амдо часто можно видеть переплетение разных обычаев, культуры и религии. В некоторых районах Амдо, как например, Сунпань и Ланмусы вместе проживают китайцы, тибетцы и мусульмане. В округе Амдо расположены самые известные пейзажные достопримечательности, которые привлекают туристов со всего мира, как Хуанлун (желтый дракон), высокогорные озера Цзюйчжагоу. Однако, для местного верующего населения эти места по сей день являются священными горами традиции Бон и Буддизма. Но есть в Амдо и далекие, скрытые от взора путешественников, укромные уголки и затерявшиеся монастыри редких школ тибетского Буддизма, куда обычно не доходят туристы. Здесь проживает народность Амдо (安多藏族).
Нгава. Округ Нгава является центром обитания одной из небольших, но своеобразных народностей Тибета – Гьялронг (嘉绒藏族), придерживающиеся древнего Учения Бон. Центром является уезд Ронгджаг (по-кит. Даньба) и Чучен (по-кит. Цзиньчуань), которые считаются священными землями Учения Бон. Задолго до прихода в Китай Буддизма, в районе нынешнего города Аньнин был построен древний скальный храм, положивший начало расцвета Бон в Нгава-Цянском автономном округе. Исторически народность Гьялронг имела множество переплетений с тибетской, китайской и цянской народностями, поэтому обладает своей неповторимой культурой и особенными народными обычаями.
У-Цанг, Кхам и Амдо в силу своих отличительных особенностей сформировали различную культуру и обычаи, органично дополняя друг друга и давая более полое представление о всем разнообразии вольнолюбивого тибетского народа. Среди самих тибетцев распространена такая поговорка: «У-Цанг —  территория Дхармы, Амдо – территория лошадей, Кхам – территория людей». В этой поговорке передано своеобразие каждого из регионов: лошади Амдо считаются самыми лучшими, самые красивые тибетцы проживают в Кхаме, а для жителей У-Цанга самым важным является религия.