Отзывы о путешествии в Тибет. Май 2018


Про путешествие в Тибет в мае 2018 года. Это было путешествие по западу Китая и, соответственно, востоку Тибетского региона. Провинции Сычуань и Ганьсу. Сначала был город Чэнду — необычное пространство, учитывая огромную численность населения – широкие улицы, свободные дороги, парки и скверы, ощущение свободы, тепла, принятия. Такой классический китайский город, имеющий свою значительную для государства историю, которую сохраняют и, я бы сказала, развивают, потому что исторические места очень ухожены и любимы туристами и горожанами. Например, в одном из таких мест, где сейчас огромный прекрасный парк, и где жил когда-то в травяной хижине поэт Ду Фу (он как наш Пушкин), есть целый сад бонсай — всевозможные деревья в миниатюре – очень красиво. Во всех парковых водоёмах живут карпы, иногда очень крупные, их много, они не прячутся, их спинки искрятся на солнце. Ну и конечно, старые дома, красивые, с особенными крышами, даже трудно их назвать старыми, в которых располагаются рестораны, сувенирные лавки, магазины с принадлежностями для каллиграфии, павильоны для чайных церемоний.

В Тибетский регион мы ехали долго, 5 или 6 часов, через тоннели, прорубленные в горах, через мосты и перевалы, через деревни и небольшие города. Надо сказать, что дороги в Китае отличного качества. И вот, наконец, мы прибыли в город Сунпань. Это его китайское имя. По-тибетски – Рун Чузун – место, где много сосен. Здесь есть район, называемый «Старый город», с городской стеной, с центральной площадью, со старыми (или стилизованными под старину) домами. Первое, что мы здесь увидели – это вечерние традиционные тибетские танцы на городской площади. Много людей, что-то напоминающее хоровод. Только за руки никто не держится, ритмичные переступания, шаги. На центральной улице происходит торговля кордицепсом – как раз был сезон его сбора. Этот кордицепс (ростки, проросшие сквозь гусениц, то есть одновременно растение и животное) собирают в горах, приносят в город, его чистят, взвешивают, продают в аптеки, а уже в аптеках снова продают всем желающим за баснословные деньги. На центральной улице – магазины одежды, сувениров, серебра (которое в Тибете прекрасное, чистое, по-моему, самое красивое из всего серебра что я видела, оно нежное и белое), ресторанчики и забегаловки с едой.

Про еду. Традиционная тибетская еда – это невкусно. Это смесь из ячменной муки, воды, масла из молока яка и немного сахара – цампа. А вот мясо яка – оно сушится небольшими кусками, потом продается на улицах, а когда его готовят, то сначала размачивают в воде – оно очень вкусное, особенное, не похожее ни на какое другое. В ресторанчиках и забегаловках разнообразной еды очень много, но это привнесенная китайская традиция.

В том Тибетском регионе, по которому мы проехали (округ Амдо, провинция Сычуань), живут люди, принадлежащие трём религиозным традициям: бон, тибетский буддизм и ислам. Как нам рассказывали наши проводники, разногласий по религиозным мотивам здесь нет совсем. Но нет и межрелигиозных браков, потому что мировоззрение очень разное у людей и менять его никому даже в голову не приходит, то есть, надо понимать, человек даже влюбиться не может в другого человека, потому что он слишком другой. Разводы здесь – большая редкость, причина одна – другая женщина (другой мужчина). Очень важный момент. Если мы можем считать себя религиозными людьми или светскими, то в Тибете такого нет – невозможно жить вне религии.

Надо сказать, что ислам здесь появился в 6 веке, его сюда принесли караванщики Шелкового пути и мусульмане здесь очень гостеприимные, мирные, дружелюбные. Мечети выглядят особенными, такие по-китайски, во дворах мечетей расставлены столы с едой, люди ужинают, общаются (мужчины и женщины раздельно), дети играют, конечно, очень чисто. Нас не выгнали, но и не пригласили, только разрешили заглянуть внутрь зала для молитвы.

Вот что такое религия бон – коротко могу сказать. Это самая древняя из известных на сегодняшний день в мире религий. Учение очень сложное, чем-то напоминает шаманизм с его космологией и мировоззрением. Бон был всегда традиционной религией тибетцев, до тех пор, пока в Тибет из Индии не пришел буддизм. Впечатление такое, что чистого бона сейчас уже не осталось, хотя, возможно, где-то в глухих местах огромного Тибетского нагорья – вполне может быть. Но и сейчас многие бонские традиции, ритуалы сохранены не только среди людей, но и в буддийских храмах. Весь Тибет увешан множеством флажков четырех цветов – красный, желтый, зеленый и белый. Это цвета стихий – земли, огня, воды и металла. На флажках написаны мантры. Это для гармонизации энергетики местности. Бонские места силы – это особенные места, выбранные, видимо, по особой энергетике. В местах этих стоят огромные ступы с огромными же небесными стрелами. Места разные, мы видели такие места на вершинах гор и рядом с озерами, на закрытых деревьями опушках, однажды такую ступу мы увидели рядом со стеной буддийского храма.

Еще один тибетский обычай – небесные похороны. Умершего человека приносят на вершину горы, читают мантры, а потом тело разделяют на части, или просто кожу надрезают и оставляют на съедение грифам. Такие похороны традиционны в Тибете. Считается, что каждый хоть раз должен это увидеть, чтобы понять эфемерность жизни… А грифы здесь действительно огромны и их стаи впечатляют.

В Сунпани мы провели четыре дня. Были в горных окрестностях, на очень красивых перевалах и в пейзажных районах. Ходили по горным дорогам и тропинкам, вдоль горных рек, поднимались в ущелья. Все пейзажные районы во всем Китае, не только в Тибете, обустроены для туристов наилучшим образом. То есть это деревянные или бетонные дорожки, ступени с ограждениями, со скамейками, с туалетами, с маленькими кафе. В общем, все для людей. Одно из таких мест – водопад Джага. Очень красивый и сам по себе, и обустроен таким образом, что мосты пересекают его в нескольких местах и можно стоять на таком мосту, прямо перед идущей на тебя водой. Откуда движется вода – не видно, кажется, что прямо с неба. Кристально чистая, небесная. Стихия воды как она есть. Водопад в ущелье, по сторонам его – горы, то каменные, то покрытые деревьями, травой, цветами. По ходу движения вдоль водопада есть места, где воздух насыщен капельками воды, лицо ощущает это нежное удовольствие.

Много маленьких птиц, с разным цветным оперением. Из диких животных видели лесных маленьких мышей и больших сурков, которые совершенно не боятся людей, чувствуют себя здесь хозяевами. Конечно, яки. Они бывают дикими и домашними. И те и другие одинаково совершенно спокойны, безмятежны, такие огромные, с большими рогами, черные или черно-белые.

Дальше был маленький город (или большая деревня?) с именем Ланмусы. Этот город вырос рядом с большим буддийским монастырем. Это не просто монастырь – здесь находится один из пяти существующих в Тибете буддийских институтов. Несколько факультетов, в том числе медицинский и факультет права, то есть юридический. Есть факультет Тантры. Поясню, Тантра – это не наука о сексе. Тантра – это природный принцип взаимодействия мужского и женского начал в этом мире, это принцип, по которому все на Земле устроено. Интересно, конечно, посмотреть на учебный план этого факультета, и жаль, что это невозможно. И еще есть факультет изучения времени, или астрологии. Вот эта трактовка понятия астрологии тоже интересна, и, к сожалению, недоступна, то есть невозможно понять, что конкретно называется в буддизме временем … Храмы в Ланмусах очень старые, внешне – красивые, много золота на крышах, располагаются на возвышенностях. Внутри – огромные залы, с реликвиями, танками, местами, где монахи сидят или стоят. Довольно прохладно, полутьма. Однажды мы оказались в одном из храмов, на улице пошел сильный дождь, а тут еще электричество погасло в храме. Удачное стечение обстоятельств для хорошей медитации… Вокруг города очень живописные окрестности, горы, дороги, горные реки, и вот как раз там мы и видели, правда, только издалека, место для небесных похорон. Несколько раз встречали местных жителей с оленятами, подобранными где-то в лесу сиротами и теперь послушно следовавшими за человеком, осторожно, пугливо, разглядывавшими нас. Сидели на горе и разговаривали с пожилой женщиной, она продавала камни и простые поделки из них. Камней, самоцветов, поделочных, полудрагоценных здесь много. Обработанные и необработанные, простые и как будто живые.

Вообще, в этой поездке мне очень понравилось то, что наш ведущий путешествия во многих местах сам оказывался впервые. К нам подходили местные жители, рассказывали о каких-то красивых местах, пейзажных районах, смотровых площадках, достопримечательностях и на следующий день мы туда ехали. Путешествие получилось богатым на впечатления.

Дальше был город Лабранг. Несколько буддийских монастырей разных школ и направлений, один из которых – женский, хотя женщин-монахов в буддизме очень – очень мало. Университет, большой и старый. Лабранг мне очень понравился, и как город, и как страна буддизма. Впечатляющие святыни в храмах, жаль что нам не разрешали там даже присесть, давали понять, что лучше нам уйти. Много людей, совершающих кору. Атмосфера особенная, намоленная, можно так сказать.

И вот отсюда, из Лабранга, мы поехали куда-то очень далеко, смотреть на пейзажные районы и еще в один бонский монастырь, который нас всех впечатлил. Он красивый, ухоженный, чистый и даже уютный. Уходить оттуда не хотелось. Нас там очень тепло приняли, разрешили все рассмотреть, погулять. Прекрасное место с прекрасным обзором! Очень по-доброму принимающее место. Обошли все храмы монастыря, поклонились святыням. Древние здания с золотыми крышами, с особенной, Тибетской формой стен, расширяющейся книзу (для устойчивости при землетрясениях).

Конечно, это короткий рассказ, поездка была гораздо более богатая на впечатления, встречи, общение. Самое ценное впечатление для меня — образы тибетцев и само пространство Тибетского нагорья. Тибетцы, несмотря на то, что живут они сейчас в Китае, особенные конечно, внешне, но когда на них смотришь, то видишь осанку, свободу в движениях, выражение глаз, лиц… Я и сейчас не могу подобрать слов, не знаю, как это называется, какими словами можно сказать то, что я увидела в людях. Наверное, это то, что мы называем ВНУТРЕННЯЯ СВОБОДА. Пожалуй, так, или примерно так. Ну а пространство – это пространство чистых стихий и физически ощущается в нем высота, чистота, свобода и ясность.

Благодарю за путешествие Виктора Константинова, его сайт Облачные странствия www. cloudwanders.ru. Прилагаю фото, которое я сделала в Москве, в Музее современного искусства, где сейчас проходит выставка знаменитого американского фотографа Стива Маккарри «Нерассказанная история». Это портреты тибетцев его глазами.

С любовью, Светлана Маразенкова.