Символизм «Золотой жабы»


В интернете можно встретить много упоминаний об известной «золотой жабе» (цзиньчань 金蟾) китайского фэншуй с разнообразными толкованиями ее смысла. В основном это касается символизма удачи и богатства. Среди описаний встречаются и разные мифологические предания — одно чудеснее другого. Много среди них и искажений. В этой небольшой заметке я намерен рассказать вам о настоящем, скрытом смысле всем известной жабы, о котором знают не многие.

Начнем с самого названия или понятия «Золотая жаба», полное название которой звучит, как «трехлапая золотая жаба» (саньцзу цзиньчань三足金蟾). В истории Даосизма мы можем увидеть немало имен великих подвижников, получивших прозвища, связанные с жабой. Например, даос времен пяти династий — Лю-морская жаба (Лю Хайчань 刘海蟾); один из Патриархов южной школы династии Сун — Бай-яшмовая жаба (Бай Юйчань 白玉蟾); даос династии Юань и автор трактата «о срединной гармонии» — Ли-сияющая или чистейшая жаба (Ли Даочунь по прозвищу Инчань 莹蟾); ученик Чжан Саньфэна и Патриарх линии Тайцзицюань уданской школы Золотой Жабы (Липай Тайцзи) – Ван Даоцзун по прозвищу «Учитель Золотая жаба» (Цзиньчань цзы 金蟾子) итд…

GucnP_U266073T666198191399294297440

«Лю Хай играет с жабой»

Старое название Школы Ли Тайцзи, основанной Господином Ли Жуйдуном, – «Наработка Тайцзи Школы Золотой жабы гор Удан» (Удан Цзиньчань пай Тайцзи гун 武当金蟾派太极功). В нашей школе сохранилась также уникальная внутренняя работа Тайцзи – «удить жабу» (дяочань гун 钓蟾功), в которой используется «ци большой жабы» (дачань ци 大蟾气). Как мы видим, использование названия этого животного очень частое. Почему? Прежде всего, следует сказать, что эта жаба является не обычным существом и считается чудесной. Посмотрим на ее изображения и последовательно раскроем ее настоящее значение.

_c_dZcAJZJkYJeIBST1NJe-5QN3FDudDw79yX7_RxOQY6MzP3fqB7a9Tw==

«Стихотворные наставления Школы Золотой Жабы»

Начнем со значения иероглифов в ее названии. Вообще говоря, правильнее было бы ее называть не золотой, а металлической, поскольку иероглиф «цзинь» (金), имеющий значение «золото» здесь означает металл (металл и золото в китайском языке пишутся одним иероглифом) в системе «пяти переходов» (Усин 五行). Как известно жабы живут в воде. Эта связь жабы (металл) и воды —  тайное указание на метод совершенствования. Вода в системе Усин и китайской медицине означает посленебесную «воду почек». Металл – прежденебесную ци (сяньтянь ци). Жаба в воде – это метафора металла, погруженного в воду, поскольку металл тяжелее воды. Его то и требуется «выудить» со дна. Именно поэтому золотая жаба живет на дне пруда. Далее мы видим, что во рту она держит древнюю монету, которая по форме круглая, а в середине имеет квадратное отверстие. Древняя китайская монета олицетворяет собой соединение Неба и Земли. Небо – круг, Земля – квадрат. Небо и Земля, круг и квадрат – это две ци Инь и Ян. Инь с Ян соединяются, и отсюда рождается единая прежденебесная ци (металл). Жаба, выплевывающая древнюю монету, – символ проявления этой изначальной единой ци. Эта единая ци – истинный Ян (чжэн ян 正阳). Поэтому можно сказать, что главное значение изображения золотой жабы – проявления истинного Ян. На спине жабы мы также можем заметить символическое изображение семи звезд северного ковша. Казалось бы – жаба, живущая в пруду, и Небесное созвездие – какая между ними связь? Согласно даосской космологии семь звезд северного ковша является центральным механизмом Небосвода – тайным «небесным механизмом», приводящим в движение вращение небосвода. Такое же изображение можно встретить и на даосских схемах совершенствования. Когда ковш указывает на восток, на Земле наступает весенний сезон; когда обращается на юг – на Землю приходит лето; на север – и спускается зима; на запад – на Земле начинается осень. Этот круг четырех сезонов – метафора бесконечных изменений, которые следуют непреложному Закону Перемен. Этот ковш на спине жабы – тайное указание на центральный механизм изменений, на истинное человеческое сердце, называемое «истинным намерением» (чжэньи 真意 ). Оно в человеке, словно семь звезд Небосвода, заведующее всеми превращениями в совершенствовании Дао. Поэтому в системе Усин оно располагается в центре и вокруг него обращаются остальные четыре элемента: дерево, огонь, металл и вода.

Обычная жаба, как и всякое существо, имеет четыре лапы, но эта – всего три. (Некоторые утверждают, что это ей за жадность отрубили одну). Эти три лапы с когтями дракона – метафора «трех талантов» или «первооснов» — Небо, Земля и человек (сань цай 三才). В «ДаоДэ цзин» сказано: «Одно рождает два, два рождает три, три рождает все сущее». Это и есть не что иное, как эта тройка. Часто жабу изображают со связанными монетками на спине, и восседает она также на куче золотых монет. Это образ полноты истинной ци. Это истинные внутренние богатства человека, спрятанные в каждом. На монетах, которыми снабжена «денежная жаба» можно увидеть и иероглифы. Чаще всего это фраза из «ДаоДэ цзин» – «Полный зал золота и яшмы» (金玉满堂), которую также пишут в качестве благожелательных каллиграфических надписей и часто желают друг другу. Но мало кто, наверное, помнит полную фразу этого отрывка — «Зал, полный золотом и яшмой, нельзя сберечь» (金玉满堂,莫之能守), в котором говорится об опасности предельного наполнения и запасания Ян. Также часто пишут призывы в дом богатства и денег, либо  значение гексаграмм «Книги Перемен».

Вот такая получается чудесная жаба, истинное даосское значение которой уже в большинстве случаев затерялось в народных верованиях и «домашнем фэншуй».

Автор статьи: Константинов В

Оригинал на www.dadaotang.ru