Чайное созерцание


Между чаем и Чань существует глубокая и долгая связь. Раньше всех чаепитие применяли буддийские монахи. В истории буддисты не только способствовали развитию производства чайного листа и прогрессу в технологии производства чая, но, что еще более важно, чаепития в буддийских монастырях несли мощный культурный подтекст, превратившись в Китае в своеобразное действо, затрагивающее душу человека. Шестой Патриарх Хуэй Нэн в «алтарной сутре» сказал: «отсутствие помыслов является основой, отсутствие внешних признаков есть сущность, отсутствие постоянного пребывания в чем-либо – корень». Это является духом чаньского Учения. К счастью, этот дух Учения Чань об отсутствии помысла, видимых признаков и пребывания в чем-либо вошли в чаепитие. В каждой чашке чайного аромата люди могут почувствовать пустотную живость сердца и «освобождение от всех уз». Также могут достичь прекрасной страны Будды, будучи «беззаботным и ровным, торжественно тихим и великим». Чашка чая успокоит сердце человека и очистит от мыслей, помогая стать умиротворенным и невозмутимым в этом бушующем и бренном мире. Чай поможет человеку продвигаться вперед, не боясь трудностей. Входя в «чистый чай» по буддийскому принципу, можно еще более удлинить вкус чая и сделать его ароматнее.

005z050pzy6IK2wTHGi72В истории Китая многие буддийские монахи уделяли внимание чаепитию. Можно сказать, что в буддийских местах обязательно был чай, а в чайных – буддисты. К примеру, в важнейшем месте производства чая – в горах Уишань распространена такая пословица: «Горы Уи имеют 36 пиков и 99 утесов, на каждом пике есть монастырь, а на каждом утесе чай». Очевидно, что буддийские монахи уделяют такое внимание чаепитию не только для утоления жажды, но также для помощи в совершенствовании Дао. Лу Юй в «чайном каноне» говорит: «вкус чая крайне скромный и оптимально подходит в качестве напитка людям, которые оттачивают Деяния и берегут Добродетель». Поэтому много монахов считают, что «дегустация чая подобна созерцанию-Чань».

Совершенствование в чаньских школах имеет три Учения: заповеди, установление и мудрость. В процессе дегустации чая можно наблюдать свой дух и с помощью чая совершенствовать Дао. Это повсеместно признается среди тех, кто совершенствуется в Чань. Так называемые «заповеди» вовсе не являются какими-то религиозными предписаниями, как считают многие люди. Основным смыслом совершенствования заповедей в действительности является формирование хороших жизненных привычек и качества ДаоДэ, которые считаются фундаментом созерцательного установления (чань дин) и мудрости. Люди, пьющие чай, ценят чистый природный чайный лист, стремясь к изначальному вкусу листа. Однако чайный лист, хотя и имеет чистый аромат, тем не менее, обладает слабой горечью. Чаепитие буддистов заключается в том, чтобы устранить возбуждения вкусовых ощущений, таким образом, избегнув так называемых «трех ядов» Буддизма: алчности, возмущения (негодования) и увлеченности (помешанности на чем-либо). Не стремление ко вкусовым ощущениям, а восприятие слабого чайного аромата является свидетельством хорошей жизненной привычки, а также удобным методом приведения душевных чувств к ровному покою. То, что называется созерцательным установлением, – это всецелая единогласность сердца, приводящая к умиротворенности и невозмутимости.

003uzZp7gy6LM9a2AeW1e&690Чаепитие обязательно надо проводить в спокойной обстановке, а людям, которые пьют чай непременно нужно сосредотачивать свое внимание на чае и собирать мысли, демонстрируя между завариванием и разливанием чая в чашки чудесный облик чаньского мастера чистого сосредоточения. Люди обычно говорят: «в сердечном покое пить чай». На самом деле, это чай приводит к покою сердце человека. Сердце вошло в установление, человек находится в чайном действе – тогда естественно ощущается гармония человеческого мира с Небом и Землей, их ритм. Таким образом, постигаешь философию человеческой жизни, достигая мудрости чаньского Учения.

Благодаря чаньской мысли, чай в Китае является не только напитком, но и жизненным способом взращивания души. Благодаря вниманию к чаю совершенствование Чань и подтверждение Дао стало простым и удобным, стало делом, которое тесно связано с жизнью людей. Можно сказать, что вхождение на чай с помощью созерцания-Чань привело Китай к статусу чайной страны. А посредством чая совершенствовать Дао стало удобным способом понимания сердца и прозрения Дао для адептов чаньского Учения.

Перевод с китайского: Константинов В.А.