Краткие записки из экспедиции по Кхаму


Перемещаемся в китайский Тибет, откуда началась наша экспедиция по Кхаму. Первый пункт, куда мы прибыли был Маэркан (Баркам) округа Амдо — «Земля языков пламени». Ничем не примечательный современный городишка со всеми удобствами и хорошими отелями, расположенный на высоте 2600м над уровнем моря. На первый взгляд, даже разочаровавший моих спутников….до тех пор, пока мы не попали в святые места Маэркана — священную пещеру, где практиковал и переводил буддийские тексты знаменитый Вайрочана. Также этот пещерный монастырь, расположенный в скале над утесом на высоте чуть больше 3000м над уровнем моря, был местом затвора 6-го Далай-ламы. По сей день это место используется ламами разных Школ для затворов (тайного совершенствования). Некоторые места этого монастыря закрыты — в них практикуют монахи, не пуская внешних людей. Главный храм открыт для посетителей. Местный лама очень приветливый и радушно принимает посетителей, даже немного говорит на китайском). Внутри храмового комплекса расположена пещера, которая хранит отпечатки стоп и ладоней Вайрочаны. Одно из самых священных мест во всей тибетской Земле и одно из самых сильнейших мест по ощущениям, которые приходилось видеть в тибетских районах Сычуани. Даже ради одного этого места стоит приезжать в Амдо…

 

 

Далее, по плану мы должны были заехать в Серта-Ларунгар на пару дней, но нас остановил пост на въезде и не пустил. Объяснили, что с этого года въезд иностранцам в Серта закрыт (хотя друзья до нас проезжали со стороны Дзамтанга). Посему мы поехали дальше в направлении цинхайской границы и Дэрге. По дороге к Дэрге в далекой горной долине чуть в сторону от основной трассы лежит одно из самых священных мест….некогда священных — монастырь Чжуцинсы или в народе — священная долина Дзогчен, где больше всего было зафиксировано реализации радужного тела мастерами Дзогчен. Однако сейчас — стройка, асфальт и роскошные монастыри, богато украшенные резьбой с проведенным только недавно ремонтом. И это все на фоне убогого поселка, в котором толком ни поесть нормально, ни поселиться. В хостелах почти нигде нет горячей воды, а туалеты на улице. Да и «духа»  там уже не чувствуется. Возможно, это только первое впечатление от этого места…
Но само место безусловно красивое, особенно дорога к нему с фантастическим пейзажем, каждый раз открывающимся под новым ракурсом. Монастыри Дзогчен, как и прилегающий поселок лежат примерно на высоте 4100 над уровнем моря. На территории долины немало буддийских институтов. Возле одно из таких учреждений мы познакомились с китаянкой из провинции Цзилинь, которая приехали специально сюда изучать Учение Дзогчен….

 

Дорога из Гардзе в Дэрге — одна из самых живописных в Кхаме. Кто помнит, ровно год назад я выкладывал фотографии с этих перевалов и они были все заснеженные. В этот раз снега не было, лишь самая вершина была немного им припудрена. Сам городок Дэрге, лежащий недалеко от границы с Цинхай, знаменит своим залом «печати канонов» и старым монастырем школы Сакья. Из Дэрге мы спустились вдоль цинхайской границы, где от территории Тибета нас отделяла лишь маленькая желтая река. Проехав по глубокому горному ущелью практически по бездорожью и минуя множество маленьких тибетских деревень, мы достигли нишей цели — прекрасного древнего монастыря Школы Кагью «Бабан сы». Добраться сюда можно только на машине, автобусы сюда не ходят. Этот монастырь в заброшенном ущелье называют «малым дворцом Потала». Он является одним из самых древнейших монастырей района Дэрге, который начал строиться еще в 12 веке. Он находится на высоте 3800 м над уровнем моря. Это тихое и удивительное место. Монастырь известен, как второй в Тибете центр по передаче методов Школы Карма Кагью, южной школы тибетской медицины и колыбель распространения живописной школы Карма Кагью. В нем собрано огромное количество уникальных полотен-танка. Это самое большое собрание древних танок на территории Кхама. Обычно зал с танками закрыт, его открывают лично посетителям, но говорят, что не всем). Нам повезло — немного отстраненные и беззаботные ламы, абсолютно не понимающие китайский язык с радостью открыли нам зал. Сама дорога до монастыря очень живописная и проходит вдоль горной реки по дну ущелья. Не так далеко от этого места есть еще одна святыня, в которую, к сожалению, мы не попали по причине нехватки времени — это священная пещера возле монастыря Дзонгсар, в которой, по преданию практиковал сам Падмасамхава и еще 3 великих Учителя, включая Вайрочану.

 

Проезжая прекрасный округ Гардзе и спускаясь в сторону Литанга…

 

 

Так как, от Гардзе до Литанга спуститься за один день не получалось, мы запланировали сделать остановку в маленьком уездном городке Синьлун. Это были государственные праздники и мы еле нашли себе ночлег в одной из гостиниц, которую содержала небольшая тибетская семья. Вечером по приезду это Синьлун нам показался страшной дырой, в которой совершенно нечего делать, разве что, остановиться на пути к Литангу. Непонятное устройство города, который расположен по двум берегам реки, разделяющей городок на две части. Везде какой-то страшный ремонт итд….
Но утром наше представление об этом месте изменилось. Выйдя утром на улицы города мы вначале не поняли, что происходит — от центра города тянулась большая вереница людей с венками в руках, на которых были одеты традиционные праздничные одежды. Все люди радовались и разжигали костры из ельника по обочинам дороги. От собрания огромного количества людей (казалось, на улицы вышел весь город) на дорогах образовывались огромные пробки, а от костров весь город был затянут в дыму. По счастливой случайности той самой Судьбы мы стали свидетелями уникального события, которое произошло буквально за день или два до нашего приезда — обретение «радужного тела» одним из Бонских лам! Это случилось в одной из пещер недалеко от Дэрге. Но, так как, Лама был родом из Синьлуна, его чествовали здесь в одном из бонских монастырей. Эта вереница людей тянулась до самого монастыря, куда мы также направились. Чуть позже начался настоящий праздник. Скопилось огромное количество монахов, прибывших из разных регионов страны. Чуть погодя провели ритуал, на котором были представлены «частицы» (ногти и волосы) Ламы. На празднике я познакомился с одним из бонских лам этого монастыря. Он довольно хорошо говорил на путунхуа и вообще, несколько изменил мое представление о Бон. Он не был из числа болтунов или религиозных людей. Живая и ясная речь, светлые и радостные глаза, которые явно отражали раскрытую истинную Природу….Он много рассказывал о Бон, о сущности Учения….
Как потом я выяснил в этом монастыре постоянно происходят свершения и это отнюдь не единственное. Многие подвижники здесь достигли высоких свершений в последнее время.

Этим событием Синьлун не ограничился и удивил нас еще одним из самых прекрасных мест — высокгорным озером Цока, лежащим на высоте примерно 4000 м над уровнем моря в своеобразной «чаше», которую образовывали горы. Замечательное место с чистейшей водой, которая считается священной. Местные жители верят, что вода этого озера может лечить болезни, особенно глаз….Подняться туда можно (пока) только на мотоциклах с тибетцами…

 

«Дай, журавль, мне крылья —
Сила в них литая.
Знай, вернусь я скоро,
Лишь в Литан слетаю!»

Так писал о Литанге 6-й Далай-лама Цаньянг Гьяцо. Литанг находится в сердце Кхама на высоте 4014м над уровнем моря. Знаменит в основном тем, что там родился 6-й Далай-лама. В главном монастыре Литанга также находится комната нынешнего Далай-ламы, в которой он жил до изгнания и комната, в которой практиковал Панчен-лама….
Сам Литанг напоминает какой-нибудь город в Средней Азии.

 

Если ехать от Литанга в сторону Даочэна (Дабба), то проезжаешь очень необычный перевал под названием «Хайцзы шань» или «горы маленьких озер». На высоте примерно 4500 метров над уровнем моря по бескрайнему плато разбросаны подобно стеклам около 1000 горных озер разных размеров (точное число 1145). Из-за этого, место также называют «горами 1000 озер». Это диковинное зрелище. В доисторические времена этот перевал был дном моря, превратившись позже в самый большой в мире древний ледник, который сейчас называют «древней ледяной шапкой Даочэна».

Кроме этого, мы проехали еще через весьма значимое место — тибетский монастырь, построенный первым Кармапой, где на камне до сих пор сохранились его отпечатки стоп…

 

Кульминация нашего маршрута, вне всяких сомнений — горный пейзаж Ядина! Много писать о нем не буду — все скажут фотографии. Ранее я еще раздумывал, ехать сюда или нет, но ЭТО лучше один раз увидеть….
По дороге из Даочэна произошло еще одно удивительное событие. Выезжая утром из отеля наш верный друг и спутник путешествия — заварной чайник с колбой, внезапно падает и разбивается. Мы едем в Ядин и проезжаем монастырь, стоящий на отшибе. В монастыре живет только один монах, деревня заброшена. Мы входим в монастырь и читаем, что он основан много столетий назад одним буддийским ламой, который…разбил здесь свой чайник для чая)))

Вся кора в Ядине строится вокруг трех пиков: северный пик высотой 6032 посвящен Бодхисаттве Гуаньинь ( Авалокитешвара); южный высотой 5960 м — Бодхисаттве Вэньшу ( Манджушри) и восточный пик, одинаковый с южным олицетворяет Бодхисаттву Цзиньган шоу по-китайски или Ваджрапани. Самая высокая точка нашего пешего маршрута была на высоте 4700 м над уровнем моря.