Заметки из Небесной резиденции. Часть 2. «Чай в обмен на лошадей»


Город дождя и чая

     Пока я жил у своих новых друзей, мы съездили в уезд Яань в святая святых чайной культуры Китая —  знаменитые горы Мэндин. Уезд Яань располагается к востоку от столицы Сычуань всего лишь в нескольких часах езды. Этот маленький уезд имел огромное историческое и культурное значение в древние времена. Яань называют «устьем Тибета», именно отсюда начинался знаменитый когда-то «древний путь чайных караванов» (ча ма гу дао). О нем я расскажу чуть позже, а пока коснусь «трех особенностей Яаня». Первой особенностью уезда являются дожди. Говорят, что 300 дней в году здесь может идти дождь, поэтому это место также прозвали «город дождей». Однако, когда мы там были, никакого дождя как и вообще, пасмурности не было, поэтому, можно сказать, что нам повезло или наоборот, ибо мы не увидели одну из примечательных черт – как посмотреть на это дело. Вторая особенность – это яаньская рыба, которую еще называют «рыба Бинсюэ» (словосочетание иероглифов Бинсюэ, невозможно адекватно перевести на русский язык, так как, это сугубо местное понятие, которое поверхностно означает «прекрасная»). Так как, тело рыбы имеет вытянутую форму, ее также именуют «рыба с тонкой чешуей» (сицзя юй). По древнему приданию Нюйва (божественная женщина в древней китайской мифологии) опустила в зеленые воды местной реки драгоценный меч, который и превратился в рыбу (вот же какие раньше женщины были!-:)). Видимо, с тех самых пор местные жители изо всех сил стараются есть рыбу не насыщения ради, а сугубо для почитания древних легенд. Тело рыбы отливает зеленоватым цветом, а хвост пылает красным, вкус рыбы свежий и прекрасный. После поедания рыбы, часто местные жители оставляют костный шип рыбьей головы, который напоминает меч, так как, здесь верят, что он способен изогнать зло и сохранить гармонию. Вот такой вот, непростой ритуал поедания рыбы здесь сохранился. Ну и третья особенность местечка Яань – прекрасные девушки. Говорят, что из-за того, что здесь часто идут проливные дожди, которые смывают всю пыль, местные девушки прекрасные и чистые. Но вместе с тем, встретить за раз все «три чуда» Яаня нелегко и это во многом зависит от удачи и судьбы. Дождя мы не встретили, впрочем, как и «дождливых девушек» (а может плохо смотрели). Оставалось несчастливую свою судьбу «заесть» местной рыбой, которая впрочем также может влиять на судьбу….судьбу вашего кошелька в данном случае, ведь стоимость ее не малая.

Карта чайных караванов Сычуани

Карта чайных караванов Сычуани

    Вернемся к древнему чайному пути. Чайный путь Сычуани, который точнее называется «тибетско-сычуаньский» (чуань цзан) начинался в уезде Яань, проходил через Лудин, Каннин, Матан и Чамдо, доходя до Лхасы. Затем он продолжался в Шигацзе и достигал Непала, Мьянмы и Индии. Был еще один чайный путь, который брал начало в провинции Юньнань в местечке Сишуанбаньна и Пуэра, и также доходил до Лхасы. По первому чайному пути из Тибета везли драгоценные вещи и Яань был первым местом  в качестве «пересадочной станции» и торговли, который в истории так и назывался. Из Яаня же в Тибет везли чай, который рос на  горах Мэндин близ уезда. Этот чай с древнейших времен ценили, как высшую драгоценность. Знаменитый китайский врач и знаток даосской медицины Ли Шичжэнь (李时珍) в своем знаменитом труде «Перечень лекарственных трав» писал: «свойство настоящего чая – это холод, и только лишь то, что произрастает в округе Я на горах Мэн обладает теплотой и потому может лечить болезни». С древних времен горы Мэндин наряду с Эмэйшань и Цинчэншань считались одними из трех знаменитых чайных гор провинции Сычуань. Чай гор Мэндин в древности был известен на всю Поднебесную и начиная с династии Тан, входил в число «чая для подношения Императору» (гун ча). Знаменитый танский поэт  Бо Цзюйи, восхищаясь этим чаем, писал: «В музыке цинь я знаю лишь Лушуй, верный друг в чае – то горы Мэн». По древнему преданию, около 2000 лет назад один даос и основатель чайного дела У Личжэнь (吴理真) посадил в горах Мэндин семь первых чайных кустов, которые сохранились там и по сей день под именем «сад императорского чая» (хуан ча юань). С этого времени, горы стали называться священными чайными горами и первым местом, откуда пошла история всего китайского чая. В Китае есть поговорка: «чай Сычуаньской земли называют священным, вкус Мэньшаньского чая необычайно диковинный».

В горах Мэндин

В горах Мэндин

    Для заваривания чая, даос У брал воду из колодца «сладкой росы» (гань лу) и таким образом, появился самый знаменитый и драгоценный чай этих гор под названием «сладкая роса с гор Мэндин» (Мэндин ганьлу). В уезде Яань чай меняли на тибетских лошадей – так высока была ценность зеленого чая. В Сунскую эпоху чиновники даже использовали чай чтобы «чаем управлять окраинами» и держать порядок. Согласно записям «уезда Тяньцюань» сказано, что большую лошадь меняли на 120 цзиней чая (около 60 кг). К Минской династии ценность чая еще больше возросла, и  лошадь уже могли сменять на 100 цзиней чая. В тоже время, этот чайный путь стал и дорогой поклонения божествам, проходя который многие ремесленники высекали на скалах буддийские изречения, мантры священных канонов и наскальные гравюры.

С течением времени, чайная культура проникла в Тибет и автономные районы тибетских народностей, став частью традиционной культуры. Тибетский чай в разные исторические периоды и в каждом отдельном районе имел массу названий, как например: большой чай (да ча), лошадиный чай (ма ча), вороной чай (у ча), черный чай (хэй ча), грубый чай (цу ча), чай с далеких земель южного пути (нань лу бянь ча), чайный «кирпич» (чжуань ча), чай из веток (тяо ча), прессованный чай (цзинья ча), плиточный чай (туань ча), далекий чай (бянь ча). Так, благодаря чаю уезд Яань стали называть «родиной тибетского чая Китая», а в 2011 году тибетский чай уезда Яань вошел в перечень «государственного нематериального наследия».

 

Чай гор Мэндин

    蒙顶甘露Как я уже ранее упомянул, самым знаменитым чаем гор Мэндин считается зеленый чай «сладкая роса» (гань лу甘露). Это нежно-зеленые чайные листочки, скрученные в спиральки. Само название этого чая, как и например, другого с этих же гор — «желтых ростков» (хуан я), исходит из понятия даосского искусства внутреннего эликсира (нэйдань шу). В древних текстах даосского нэйдань часто можно встретить подобные метафоры: «сладкая роса наполняет рот». В процессе совершенствования одного из этапов, во рту образуется сладкая слюна, называемая «яшмовым соком» или «сладкой росой». Послевкусие этого чая также имеет сладость и способствует образованию слюны во рту, поэтому его так и назвали. Если вы хотите избежать долгого и упорного совершенствования, то можете просто купить чай с гор Мэндин, и «яшмовый сок» во рту вам обеспечен-:). Этот чай здесь также называют «чаем бессмертных» (сянь ча).

    蒙顶黄芽 Второй знаменитый чай этих гор, который некоторые мои друзья оценили даже выше первого – это «желтые ростки или почки» (Мэндин хуан я 蒙顶黄芽). Этот вид чая относится к желтым и в 50-е года этот чай занимал главенствующее положение в производстве чая Мэндин. Этот чай собирают в период «чунь фэнь» по китайскому календарю (весеннее равноденствие). Примерно у 10% чайных кустов в период созревания раскрываются ростки. Наиболее хорошие и полные из них собирают и путем многократной обработки выравнивают, отчего эти листики вытягиваются и уплощаются, приобретая выраженный золотистый оттенок. Понятие «желтые ростки» (или побеги) также является даосским. Эта метафора появления «прежденебесной ци» (сяньтянь ци) у практикующего. Хотя почки или ростки очень маленькие, но «механизм» порождения уже невозможно остановить подобно тому, как из почки затем непременно распустятся листья.

    蒙顶石花Еще в Мэндиншань производят чай «Каменный цветок» (Мэндин ши хуа 蒙顶石花), который является самым ранним представителем зеленого чая категории «плоских или сплюснутых» чаев (бянь син ча). Этот чай собирают перед праздником «Чистой ясности» (Цинмин цзе). Материалом для производства также служат чайные «почки» (я тоу). Этот чай и поныне производят по технологии династии Тан «трижды обжаривать и трижды сушить» (сань чао сань лян 三炒三晾). По форме этот чай, как здесь считают, подобен мху, который растет на камнях в глухих лесах и маленьким цветкам, поэтому он и получил такое название.

 

     蒙山毛峰Нынешний чай гор Мэндин «Ворсистые пики» (Мэндин маофэн 蒙山毛峰) исходит от знаменитого чая этих гор Сунской династии «вечная весна нефритовых листьев» (юй е чань чунь) и «серебряные листья  множества весен» (вань чунь ин е). Сырьем для производства этого вида чая являются листья и почки. Процесс обработки идентичен со «сладкой росой» и использует прием Минской династии «три обжарки и три скручивания» (сань чао сань жоу 三炒三揉). В процессе обработки добавляется скручивание, отчего вкус чая в итоге получается более чистый и свежий, чем у обычного зеленого чая.

 

    碧潭飘雪Также в Мэндиншань производят цветочный чай (хуа ча) с поэтическим названием «кружащийся снег в изумрудной пучине» (битань пяосюэ 碧潭飘雪). Цветы для чая собирают до полудня, отбирая самые белоснежные бутоны, которые вот-вот раскроются. В процессе приготовления чая в него добавляют немного свежих цветов для придания аромата. При заваривании чая цветы раскрываются, доставляя человеку еще и эстетическое удовольствие.

 Есть еще чай под названием «воробьиные язычки» (Мэндин цюэ шэ 蒙顶雀舌),которые имеют раздвоенный лист, словно язычок воробья, потому он и получил такое название. Весь процесс приготовления этого чая состоит из 4-х этапов: фиксации зелени (буквально «сбить зелень» — ша цин), регулирование, придание формы и сушка. Фиксация зелени – это остановка процесса окисления с помощью высокой температуры, благодаря чему лист сохраняет свежий зеленый цвет. Дальнейшие два шага – это процесс придания формы и вкуса, а последним этапом – сушкой, выпаривают влагу из листа, чтобы она составляла не более 5-7 %. Есть и его разновидность с одноименным названием такого же чая в горах Эмэй — «свежесть бамбуковых листов» (чжу е цин 竹叶青).

 

    雅安藏茶Ну и так как, уезд Яань является родиной тибетского чая, здесь также производят прессованный чай типа пуэра, который можно приобрести в разных лавках. В большинстве своем это прессованный чай в виде кирпича или блина. Этот чай является неотъемлемой частью тибетской народности. Также его употребляют Монголы, Уйгуры, малые народности Цян и Мусульмане. В народе существует поговорка: «один день без чая приведет к застою, три дня без чая вызовет болезнь».

 

Чайные поля

Чайные поля

Мэндин

Мэндин

Сушка чая

Сушка чая

   Пейзаж самих гор прекрасен – поднимаешься по лестнице среди чайных полей и вдыхаешь запах свежего чайного листа, витающий здесь повсюду. Немного поднявшись в горы, на пути возникает буддийский монастырь «сладкой росы», который как раз и связан с историей У Личжэня. Поднявшись еще немного и пройдя древние стелы, можно увидеть «колодец сладкой росы» и те самые семь чайный кустов, с которых здесь все началось. Народу вообщем немного для такого знаменитого места. При подходе же к чайным полям прямо на дороге крестьяне продают чай, выстроившись рядами. Совсем недавно, как нам рассказала одна из них, в Мэндин также стали производить красный чай, но брать мы его не стали — все-таки в мекке зеленого чая находимся.  Почти на самой вершине когда-то находился даосский храм «восьми бессмертных» (ба сянь гун), а чуть ниже«пруд Небесных бессмертных» (тянь сянь чи). Но сейчас эти места разрушены и находятся в плачевном состоянии. Весь маршрут представляет собой кольцо, идя по которому повсюду проходишь чайные поля. Обойдя по часовой стрелке горы Мэндин, мы вернулись ко входу, чтобы купить немного свежего чая. Как раз недавно прошел весенний сбор и было много молодого чая. Правда, понятие «купить немного чая» у меня с китайскими друзьями несколько отличалось. Когда они увидели, что я набрал около 4 кг чая, они изумились. По их понятиям купить немного чая означало взять на пробу грамм 100). Но я объяснил, что у меня много друзей и все захотят попробовать свежего сычуаньского чая. Не все современные китайцы любят и ценят свой чай, многие же и вовсе почти его не пьют.

Вход в святые чайные земли

Вход в святые чайные земли

На полях

На полях

Древняя арка

Древняя арка

Древний монастырь сладкой росы

Древний монастырь сладкой росы

Свежий чай из первых рук

Свежий чай из первых рук

 Выполнив «чайный план» по Мэндиншаню мы двинулись к древнему городку Шанли, что располагался примерно в 15 км от чайных гор.  Этот маленький и с виду неприметный древний городок занимал когда-то важное положение. Именно через него проходил южный участок древнего шелкового пути, а также и чайного пути. В те времена он был типа остановки и места отдыха торговцев. От него дальше и разветвлялись торговые караваны по разным направлениям провинции Сычуань, о чем говорит и его старое название – «разбросанная веревка» (Ло шэн). Как и множество старых городов Сычуани и вообще Китая, он состоит из маленьких живописных улочек, расходящихся во все стороны, в центре которого располагается торговая площадь. Некогда это была главная площадь и место сбора жителей города, сейчас же, ее аккуратно приспособили для сушки чая и различных лекарственных трав и корней. По обеим краям городка протекает небольшая речка – излюбленное место фотографов и студентов-художников, которые выезжают сюда на пленэр. В ясный день вся река усыпана солнечными зайчиками, которые прыгают по камням и маленьким порогам горной реки, создавая чудесное зрелище и привлекая множество фотографов, которые соперничают друг с другом в поисках самого выгодного места для съемки. Через реку переброшен древний мост «двух бессмертных», на смену которым пришли влюбленные парочки. По другую сторону реки видны поля, а со стороны домов, на берег, подобно десанту, высадились молодые китайские художники, пытающиеся передать свое «импрессьен» на полотне. На старых улочках можно отыскать небольшие чайные лавки, которые торгуют чаем с гор Мэндин и тибетским чаем. Побродив какое-то время по городку, мы пообедали «мясом, которое возвращается» (хуэйгуй жоу) и отправились домой, заехав на небольшую домашнюю «фабрику» производства чая, чтобы посмотреть процесс сушки чая. К счастью, мясо не вернулось туда, откуда пришло и мы благополучно доехали до нашего общежития.

Древний город Шанли

Древний город Шанли

В Шанли

В Шанли

Шанли

Шанли

Желтый дракон и горы бессмертной Девы

   В Китае названий, связанных с драконом и бессмертными столько, что если место не называется «драконьим», то непременно оно будет связано с понятием бессмертных. За время своих путешествий по Китаю, я уже сбился со счета, в каких вариациях и комбинациях они встречаются. Это какая-то культура «бессмертных и драконов». И это не удивительно, если говорить серьезно. Вся китайская культура теснейшим образом связана с традицией бессмертия и даосской мыслью. Они воспринимали мир совсем иначе, нежели на Западе.

Хуанлун си

Хуанлун си

Старый каллиграф

Старый каллиграф

Переулки Хуанлун си

Переулки Хуанлун си

Недалеко от Чэнду находится один из самых известных и старых городков Сычуани под названием «Ручей  желтого дракона» (Хуанлун си). Однако, несмотря на то, что это один из самых старых городов, сейчас он пожалуй и самый туристический, поэтому лично мне понравился не очень. Он больше похож на аттракцион для любителей еды и прогулок среди старых построек. И если не уйти в самые дальние уголки поселения где нет еды – только там, вы сможете побродить в одиночестве, ибо исторический интерес китайцев заканчивает параллельно с закусочными и ресторанчиками. И там, на задних двориках и улочках городка только редкие туристы и местные жители. Пробежавшись по «желтому дракону» и посмотрев карту, я заметил еще одно место, куда и отправился, так как, еще было время. Немного утрамбовав в сельском автобусе съеденную в старом городке лапшу, я поехал в горы под названием «бессмертной Девы» (Сянь ню шань), которые находились неподалеку.

Пэншань

Скала двух Будд

Стопа Будды

Стопа Будды

Родина долголетия

Родина долголетия

Эти совсем не примечательные и довольно тихие горы, на самом деле, сыграли важную роль в истории развития Даосизма. Они также называются «Горы Пэн» (Пэн шань) и связаны с именем одного из древнего Патриарха Даосизма и мифического долгожителя — Пэнцзу. По преданию, использовав методы «даоинь», «ведения ци» (син ци) и «искусство брачных покоев» (фанчжун шу) Пэнцзу смог прожить до 800 лет, став праотцем китайского «искусства вскармливания жизни» (яншэн шу). Горы находятся в небольшом уезде, который называют «родиной долголетия». И пока едешь на сельском автобусе в сторону гор, повсюду на белоснежных, как один, фасадах домов написан старый иероглиф «Долголетие» (壽). Сменив пыльный автобус на личного водителя за 10 юаней – рикшу, я наконец добрался до гор. Как оказалось, эти горы к тому же, являются истоком зарождения «парных практик», о чем даже если вы забыли, всегда напомнят постройки, типа «музея парного совершенствования», который, понятное дело, является самым посещаемым местом путешественников. Он изобилует старыми текстами с картинками и всякого рода барельефами, вдохновляющими пришедших к упорному совершенствованию-:). Фотографировать внутри музея было запрещено, о чем предупреждала вывеска. А в случае нарушения камера могла изыматься вместе с содержимым. Так как, камера была не моя, да и был дорог отснятый материал, я не рискнул нарушить закон «неразглашения» секретов «фанчжун шу».  Вот так, совершенно случайно от желтого дракона я оказался в святыни парных практик. Но эти горы известны не только этим. Они интересны с точки зрения образца фэншуй. Их называют «драгоценным местом фэншуй». Между двумя горными хребтами лежит долина, по форме напоминающая образ диаграммы Тайцзи. Особенно это заметно, если подняться к самой вершине, где расположен древний монастырь. С пагоды монастыря можно рассмотреть все прилегающие окрестности. Путь к вершине проходит мимо «скалы двух Будд», в которой высечены во всю гору огромные барельефы. Выведав все секреты, я вернулся «на базу». Через несколько дней, мне надо было уехать из Сычуань на встречу с друзьями, чтобы вернутся туда вновь для продолжения задуманного маршрута. Друзья конечно об этом не догадывались и ехали в Китай по совершенно другому маршруту, который планировался изначально. Однако, их ожидал приятный сюрприз по смене плана…я так думаю).